Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30.09.2016 N Ф04-4076/2016 по делу N А03-99/2016
Требование: Об отмене постановления о привлечении уполномоченного органа по управлению государственным имуществом к ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ за нецелевое использование средств федерального бюджета.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку расходы произведены в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденными приказом Министерства финансов РФ от 21.12.2012 N 171н, в пределах финансирования, доведенного расходными расписаниями, и утверждены главным распорядителем бюджетных средств.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Алтайского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 сентября 2016 г. по делу в„– А03-99/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Григорьева Д.В.
Ильина В.И.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю на решение от 28.03.2016 Арбитражного суда Алтайского края (судья Мищенко А.А.) и постановление от 25.05.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Хайкина С.Н., Ходырева Л.Е.) по делу в„– А03-99/2016 по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае (656038, город Барнаул, улица Молодежная, 3, ИНН 2221172516, ОГРН 1092221004040) к Межрегиональному территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Алтайском крае (656049, город Барнаул, улица Интернациональная, 72А, ИНН 2225064134, ОГРН 1042202269317) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
В заседании участвовал представитель Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю - Шипилова Ю.Б. по доверенности от 26.11.2015.
Суд

установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае (далее - ТУ Росимущества) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Алтайском крае (далее - управление Росфиннадзора) от 14.12.2015 в„– 40ЮЛ-15 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 28.03.2016 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 25.05.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда, требование удовлетворено.
В кассационной жалобе Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю (далее - казначейство) просит указанные судебные акты отменить и отказать ТУ Росимущества в удовлетворении заявленного требования, а также произвести процессуальное правопреемство.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.02.2016 в„– 41 "О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере", Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.04.2016 в„– 300 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" Федеральная служба финансово-бюджетного надзора упразднена, ее функции по контролю в финансово-бюджетной сфере переданы Федеральному казначейству.
С учетом изложенного, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа на основании части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) считает необходимым произвести процессуальное правопреемство, заменив управление Росфиннадзора на его правопреемника - казначейство.
Податель жалобы считает ошибочными выводы судов об отсутствии в действия ТУ Росимущества состава вменяемого правонарушения и допущенных управлением Росфиннадзора при проведении проверки процессуальных нарушениях.
В отзыве на кассационную жалобу ТУ Росимущества просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующего в заседании представителя казначейства, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения проверки управление Росфиннадзора обнаружило, что средства федерального бюджета в сумме 4 892 524, 12 руб., полученные ТУ Росимущества в 2013 году в рамках дополнительного финансирования для оплаты демонтажных работ объектов недвижимости, составляющих казну Российской Федерации, и для разборки части нависающих конструкций аварийных объектов, расположенных на территории бывшего открытого акционерного общества "Полиэкс" (далее - ОАО "Полиэкс") по адресу: Алтайский край, город Бийск, по КБК 167 0113 0900100 244 226, были направлены на оплату авансового платежа по государственному контракту от 24.12.2013 в„– 36 на оказание услуг по охране объектов недвижимого имущества федеральной собственности, заключенному с федеральным государственным унитарным предприятием "Ведомственная охрана объектов промышленности Российской Федерации".
По данному факту управлением Росфиннадзора в отношении ТУ Росимущества был составлен протокол об административном правонарушении от 01.12.2015 и вынесено постановление от 14.12.2015 в„– 40ЮЛ-15 о привлечении его к административной ответственности по статье 15.14 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 244 626, 21 руб.
Не согласившись с названным постановлением, ТУ Росимущества обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Статьей 15.14 КоАП РФ установлена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
В статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, признаются нецелевым использованием бюджетных средств (пункт 1 статьи 306.4 БК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 18 БК РФ для составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации, которая представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В состав бюджетной классификации Российской Федерации входит классификация операций сектора государственного управления (статьи 19 БК РФ).
В силу пункта 4 статьи 23.1 БК РФ порядок применения классификации устанавливается Министерством финансов Российской Федерации, которое определяет порядок применения статей и подстатей классификации, в частности, устанавливает перечни расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, подлежащие отнесению на определенные статьи и подстатьи классификации.
Разделом V Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.12.2012 в„– 171н (далее - Указания), предусмотрено, что расходы на охрану и демонтажные работы осуществляются по виду расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд", КОСГУ 226 "Прочие работы, услуги".
Исследовав и оценив представленные сторонами материалы и документы, суды первой и апелляционной инстанций установили, что расходы в сумме 4 892 524, 12 руб. произведены ТУ Росимуществом в соответствии с Указаниями, в пределах финансирования, доведенного расходными расписаниями от 03.12.2013, от 17.12.2013 и утверждены главным распорядителем бюджетных средств - Росимуществом.
В пункте 14.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 в„– 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что ответственность за нецелевое использование бюджетных средств не может быть применена в случае оплаты за счет средств, выделенных на текущий финансовый год, соответствующих товаров, работ, услуг, которые будут поставляться, выполняться, оказываться в следующем финансовом году.
С учетом изложенного арбитражные суды пришли к правильному выводу об отсутствии в действиях ТУ Росимущества признаков нарушения бюджетного законодательства в виде нецелевого использования бюджетных средств и обоснованно удовлетворили заявленное им требование, признав незаконным и отменив постановление управления Росфиннадзора от 14.12.2015 в„– 40ЮЛ-15.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.
Данная норма корреспондирует положениям части 1 статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола в„– 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 г.).
Отмена постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и возвращение дела на новое рассмотрение возможно лишь в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ (пункт 3 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ).
По настоящему делу не установлено обстоятельств, которые могли бы послужить основанием для отмены вступивших в законную силу судебных актов по делу об административном правонарушении.
Таким образом, оснований для удовлетворения кассационной жалобы казначейства в рассматриваемом случае не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

произвести замену стороны по делу - Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Алтайском крае на его правопреемника - Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю.
Решение от 28.03.2016 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 25.05.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А03-99/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Г.А.ШАБАНОВА

Судьи
Д.В.ГРИГОРЬЕВ
В.И.ИЛЬИН


------------------------------------------------------------------