По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30.12.2016 N Ф04-4796/2016 по делу N А46-14976/2015
Требование: О признании незаконными действий контрольного органа по назначению и проведению мероприятия по проверке финансово-хозяйственной деятельности муниципалитета, отмене представления.
Обстоятельства: В ходе проверочных мероприятий в отношении муниципалитета установлены нарушения, выразившиеся в неэффективном и неправомерном использовании денежных средств, а также несоблюдение условий предоставления межбюджетных трансфертов, вынесено представление.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку муниципалитет не доказал несоответствие оспариваемых представления и действий закону, а также нарушение своих прав и законных интересов.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Омской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 декабря 2016 г. по делу в„– А46-14976/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 27 декабря 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 30 декабря 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Буровой А.А.
судей Кокшарова А.А.
Поликарпова Е.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Контрольно-счетной комиссии Кормиловского муниципального района на постановление от 01.08.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кливер Е.П., Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу в„– А46-14976/2015 Арбитражного суда Омской области по заявлению Администрации Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района (646970, Омская область, Кормиловский рабочий поселок, ул. Ленина, дом 12, ИНН 5517008534, ОГРН 1055531005200) к Контрольно-счетной комиссии Кормиловского муниципального района о признании незаконными действий, отмене представления от 03.12.2015.
Другие лица, участвующие в деле: казенное учреждение "Управление обеспечения деятельности администрации Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района".
Суд
установил:
Администрация Кормиловского городского поселения муниципального района Омской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Контрольно-счетной комиссии Кормиловского муниципального района (далее - Контрольная комиссия) по назначению и проведению контрольного мероприятия "Проверка финансово-хозяйственной деятельности администрации Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района" в период с 01.10.2015 по 15.10.2015, а также об отмене представления Контрольной комиссии от 03.12.2015.
Определением от 21.03.2016 Арбитражного суда Омской области к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено казенное учреждение "Управление обеспечения деятельностью администрации Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района" (далее - третье лицо).
Решением от 27.04.2016 Арбитражного суда Омской области (судья Захарцева С.Г.) в удовлетворении заявленных Администрацией требований отказано.
Постановлением от 01.08.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение отменено, требования Администрации удовлетворены.
В кассационной жалобе Контрольная комиссия, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, судом апелляционной инстанции неправомерно не применены положения подпункта 3 части 3.1 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 в„– 294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон в„– 294-ФЗ); проверка осуществлялась в соответствии с требованиями действующего законодательства; права и законные интересы Администрации нарушены не были.
Администрация возражает против доводов Контрольной комиссии согласно отзыву.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Судами установлено, что Контрольной комиссией проведена проверка Администрации по вопросу законности и результативности использования средств бюджета Кормиловского муниципального района, направленных в 2014 году в бюджет Кормиловского городского поселения, а также по вопросу установления правильности отражения и достоверности показателей бюджетной отчетности за 2014 год, по результатам которой составлен акт от 26.10.2015.
Согласно выводам, изложенным в акте, Администрацией Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района в 2014 году допущены нарушения, выразившиеся:
- в нецелевом использовании денежных средств в размере 400 000 руб.;
- в неэффективном использовании денежных средств в размере 632 045 руб. 03 коп.;
- в неправомерном использовании денежных средств в размере 116 194 руб. 89 коп.
Письмом от 03.12.2015 в„– 31 Контрольная комиссия направила в адрес Администрации представление, вынесенное по итогам названного контрольного мероприятия.
О результатах рассмотрения указанного представления и принятых мерах Администрации предписано сообщить в письменной форме в Контрольную комиссию в срок до 31.12.2015.
Полагая, что действиями Контрольной комиссии по проведению проверки и представлением от 03.12.2015 нарушены положения действующего законодательства, а также права и законные интересы Администрации, последняя обратилась в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований Администрации, суд первой инстанции исходил из того, что на рассматриваемые правоотношения не распространяются положения Закона в„– 294-ФЗ, поскольку пунктом 3 части 3.1 статьи 1 названного закона определено, что его положения не применяются при осуществлении контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере; заявитель не обосновал, каким образом нарушаются его права оспариваемыми действиями и представлением Контрольной комиссии; действия Контрольной комиссии не противоречат закону. Также, по мнению суда первой инстанции, негативные последствия наступают лишь в случае неисполнения предписания, поэтому достаточные основания для удовлетворения требований заявителя отсутствуют.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 268.1, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Законом в„– 294-ФЗ, Федеральным законом от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон в„– 131-ФЗ), Федеральным законом от 05.04.2013 в„– 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации", Федеральным законом от 07.02.2011 в„– 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Федеральный закон в„– 6-ФЗ), исходил из того, что контрольно-счетные органы муниципальных образований являются органами внешнего муниципального финансового контроля и не осуществляют государственный контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере, в связи с этим в рассматриваемом случае положение части 3.1 статьи 1 Закона в„– 294-ФЗ в отношении порядка организации и проведения проверок при осуществлении внешнего муниципального финансового контроля не применяется; поскольку Контрольной комиссией проводились проверочные мероприятия в рамках муниципального контроля, следовательно, к спорным правоотношениям применимы положения главы 2 Закона в„– 294-ФЗ.
Принимая во внимание, что доказательства направления ежегодного плана работы контрольного органа на рассмотрение и согласование в органы прокуратуры с целью его последующего включения в ежегодный план проведения плановых проверок, как и доказательства размещения сведений о проведении рассматриваемой в данном случае проверки на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет" в соответствии с частью 7 статьи 9 Закона в„– 294-ФЗ, заинтересованным лицом не представлены; сам срок утверждения плана работы Контрольной комиссии на 2015 год не соответствует сроку, установленному частями 6, 6.1, 6.2 статьи 9 Закона в„– 294-ФЗ, суд апелляционной инстанции счел, что Контрольной комиссией допущено проведение в отношении Администрации плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок.
Поскольку в соответствии с частью 2 статьи 9 Закона в„– 294-ФЗ предусмотрено проведение плановых проверок не чаще чем один раз в три года, однако в отношении Администрации проверка по вопросам законности и результативности использования межбюджетных трансферов, предоставленных из районного бюджета, а также по вопросу установления правильности отражения и достоверности показателей бюджетной отчетности за 2013 год, проводилась контрольным органом в 2014 году, что свидетельствует об отсутствии оснований для проведения плановой проверки по аналогичным вопросам за 2014 год в 2015 году; кроме того, Контрольной комиссией нарушен предусмотренный законодательством порядок уведомления о проведении плановой проверки, так как в нарушение части 12 статьи 9 Закона в„– 294-ФЗ уведомление о проверке было вручено Администрации менее чем за три рабочих дня до начала ее проведения, суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что в рассматриваемом случае Контрольной комиссией в отношении заявителя допущены грубые нарушения требований действующего законодательства об организации и проведении проверок.
Между тем судом апелляционной инстанции не учтено следующее.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Статьей 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации определены виды государственного (муниципального) финансового контроля. Так, государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (пункт 2 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 34 Федерального закона в„– 131-ФЗ предусмотрено, что структура органов местного самоуправления включает, в том числе и контрольно-счетный орган муниципального образования.
Порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется Федеральным законом в„– 6-ФЗ, Федеральным законом в„– 131-ФЗ, Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 38 Федерального закона в„– 131-ФЗ).
Целью Федерального закона в„– 6-ФЗ является установление общих принципов организации, деятельности и основных полномочий контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и контрольно-счетных органов муниципальных образований (статья 1).
Частью 2 статьи 2 Федерального закона в„– 6-ФЗ предусмотрено, что правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется Федеральным законом в„– 131-ФЗ, Бюджетным кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно положениям частей 2, 4, 8 статьи 3 Федерального закона в„– 6-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования. Контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно.
Таким образом, следует признать, что Федеральный закон в„– 131-ФЗ, Федеральный закон в„– 6-ФЗ и Бюджетный кодекс Российской Федерации содержат взаимосвязанные отсылки и правовые нормы, которые корреспондируют и в совокупности дополняют друг друга по вопросам создания представительными органами власти муниципальных образований контрольно-счетных органов, их статуса, деятельности и полномочий.
В соответствии с частью 1 статьи 268.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации органам внешнего государственного (муниципального) финансового контроля предоставлены следующие полномочия по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля:
контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения бюджета;
контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета;
контроль в других сферах, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 в„– 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и Федеральным законом в„– 6-ФЗ.
При этом при осуществлении полномочий по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля, в том числе проводятся проверки, ревизии, анализ, обследования, мониторинг в ходе осуществления ими в установленном порядке контрольных и экспертно-аналитических мероприятий (часть 2 статьи 268.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В силу части 2 статьи 9 Федерального закона в„– 6-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования осуществляет, в том числе контроль за исполнением местного бюджета; контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации; а также иные полномочия в сфере внешнего муниципального финансового контроля, установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Объектом контроля являются органы местного самоуправления и муниципальные органы, муниципальные учреждения и унитарные предприятия соответствующего муниципального образования, а также иные организации, если они используют имущество, находящееся в муниципальной собственности соответствующего муниципального образования (часть 4 статьи 9 Федерального закона в„– 6-ФЗ).
Проанализировав положения статей 17.1, 34, 38 Федерального закона в„– 131-ФЗ, статьи 9 Федерального закона в„– 6-ФЗ, с учетом полномочий контрольного органа, установленных Положением о Контрольно-счетной комиссии Кормиловского муниципального района, утвержденным решением Совета Кормиловского муниципального района от 18.04.2013 в„– 13, апелляционный суд пришел к выводу о том, что контрольно-счетный орган осуществляет один из видов муниципального контроля, порядок проведения которого регулируется Законом в„– 294-ФЗ.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции принял во внимание пункт 3 части 3.1 статьи 1 Закона в„– 294-ФЗ, согласно которому положения названного закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении такого вида государственного контроля (надзора), как контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере.
Признавая неправомерным вывод суда первой инстанции о том, что к рассматриваемым отношениям не применяются положения пункта 3 части 3.1 статьи 1 Закона в„– 294-ФЗ, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что контрольно-счетные органы муниципальных образований являются органами внешнего муниципального финансового контроля и не осуществляют государственный контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере.
Вместе с тем суд кассационной инстанции считает ошибочными выводы апелляционного суда, что законность обозначенной проверки определяется, в том числе соблюдением требований и норм, предусмотренных положениями Закона в„– 294-ФЗ, касающихся периодичности и сроков проверки, порядка уведомления о проведении плановой проверки, а также сроков утверждения планов проверки и направление (согласование) планов проверки с органами прокуратуры, поскольку нормы названного закона следует рассматривать во взаимосвязи между собой и иными законодательными актами, учитывая при этом статус объекта государственного (муниципального) финансового контроля.
Законодатель, принимая Закон в„– 294-ФЗ, преследовал цель повысить экономическую активность хозяйствующих субъектов; снизить уровень необоснованного административного вмешательства в их деятельность.
Как уже было отмечено, бюджетные полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
При этом бюджетные полномочия Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации, осуществляются с соблюдением положений, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 в„– 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и Федеральным законом в„– 6-ФЗ.
Таким образом, специальным законом в отношении правовой регламентации вопросов, связанных с осуществлением контрольных мероприятий, является именно Федеральный закон в„– 6-ФЗ, который устанавливает общие принципы организации, деятельности и основные полномочия контрольно-счетных органов муниципальных образований (статья 1 Федерального закона в„– 6-ФЗ).
Согласно статье 21 Федерального закона в„– 6-ФЗ он вступил в силу с 01.10.2011, является обязательным для применения на всей территории Российской Федерации всеми муниципальными образованиями и распространяется на их контрольно-счетные органы, созданные представительными органами местного самоуправления.
Часть 1 статьи 11 Федерального закона в„– 6-ФЗ предусматривает, что контрольно-счетные органы при осуществлении внешнего государственного и муниципального финансового контроля руководствуются Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, а также стандартами внешнего государственного и муниципального финансового контроля.
При этом в соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона в„– 6-ФЗ стандарты внешнего муниципального финансового контроля для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий утверждаются контрольно-счетными органами:
1) в отношении органов местного самоуправления и муниципальных органов - в соответствии с общими требованиями, утвержденными Счетной палатой Российской Федерации и (или) контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации;
2) в отношении иных организаций - в соответствии с общими требованиями, установленными федеральным законом.
С учетом изложенного, финансовый контроль, проводимый контрольно-счетными органами муниципального образования в отношении выделенных органам местного самоуправления бюджетных средств, осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством, со стандартами внешнего муниципального финансового контроля, исходя из тех критериев и методик, которые разработаны для осуществления бюджетного контроля.
Таким образом, в силу перечисленных выше норм Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федерального закона в„– 6-ФЗ, регламентирующих полномочия по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля; осуществления такого контроля в отношении Администрации, являющейся исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, на который возложены функции в области бюджета, в том числе разработка проекта бюджета Кормиловского городского поселения и его исполнение; проведения контрольных мероприятий в отношении органа местного самоуправления в соответствии с утвержденными стандартами внешнего муниципального финансового контроля; предмета проведения контрольных мероприятий - расходование бюджетных средств; целей принятия Закона в„– 294-ФЗ, суд кассационной инстанции считает, что положения Закона в„– 294-ФЗ, касающиеся порядка организации и проведения проверок, к отношениям, связанным с осуществлением внешнего муниципального финансового контроля в отношении органа местного самоуправления, не могут быть применены.
Соответственно, выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований проведения плановой проверки, а также о том, что действия Контрольной комиссии по проведению проверки эффективности использования бюджетных средств заявителя осуществлены с грубыми нарушениями требований Закона в„– 294-ФЗ, нельзя признать правомерными.
Как следует из материалов дела, в целях реализации Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с Решением Совета Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района от 10.12.2014 в„– 86 было утверждено Соглашение о передаче полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля Кормиловского городского поселения Контрольно-счетной комиссии Кормиловского муниципального района (далее - Соглашение).
По условиям Соглашения Контрольная комиссия ежегодно включает в планы своей работы внешнюю проверку годового отчета об исполнении бюджета поселения и экспертизу проекта бюджета поселения на очередной финансовый год (финансовый год и плановый период) в сроки, не противоречащие законодательству - иные контрольные и экспертно - аналитические мероприятия с учетом финансовых средств на их исполнение; проводит предусмотренные планами своей работы мероприятия в сроки, определенные по согласованию с инициатором проведения мероприятия (если сроки не установлены законодательством); для подготовки к внешней проверке годового отчета об исполнении бюджета поселения имеет право в течение соответствующего года осуществлять контроль за исполнением бюджета поселения и использовании средств бюджета поселения.
В силу статьи 52 Федерального закона в„– 131-ФЗ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).
Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района.
Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и названным Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Анализ норм Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федерального закона в„– 131-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что в целях надлежащего исполнения полномочий в области формирования, утверждения местного бюджета органы местного самоуправления муниципального района вправе наделять контрольный орган полномочиями по контролю за использованием бюджетных средств, выделенных бюджету поселения в качестве межбюджетного трансферта.
Так, статьей 12 Положения о Контрольно-счетной комиссии Кормиловского муниципального района предусмотрено, что в полномочия комиссии входит в том числе осуществление контроля за законностью, результативностью, эффективностью и экономностью использования средств бюджета Кормиловского муниципального района, поступивших в бюджеты поселений, входящих в состав Кормиловского муниципального района.
Нормами статей 34, 38, 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществление исполнения бюджета по расходам предусмотрено на основе принципов результативности, эффективности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств.
Таким образом, проведение финансовым контрольным органом проверок получателей межбюджетных трансфертов необходимо в том числе в целях соблюдения получателями межбюджетных трансфертов условий их предоставления.
Распоряжением председателя Контрольной комиссии от 15.12.2014 в„– 15 с учетом внесенных изменений от 24.03.2015 в„– 3 был утвержден план работы Контрольно-счетной комиссии, в соответствии с которым предусмотрены контрольные мероприятия по вопросу законности и результативности использования средств бюджета Кормиловского муниципального района, направленных в 2014 году в бюджет Кормиловского городского поселения, а также по вопросу установления правильности отражения и достоверности показателей бюджетной отчетности за 2014 год, срок проведения - октябрь 2015 года.
24.09.2015 председателем Контрольной комиссии вынесено распоряжение о проведении указанной проверки.
По результатам проверки использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из районного бюджета Кормиловского муниципального района Кормиловскому городскому поселению Кормиловского муниципального района, установления правильности отражения и достоверности показателей бюджетной отчетности за 2014 год составлен акт проверки.
В ходе проверочных мероприятий в отношении Администрации контрольным органом установлены, в том числе нарушения, выразившиеся в неэффективном и неправомерном использовании денежных средств, а также нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов.
Заявитель в ходе рассмотрения дела факты нарушений не опровергал, по существу их не оспаривал.
Орган контроля, действуя в рамках своих полномочий по контролю за использованием средств межбюджетных трансфертов и за правильностью ведения бюджетной отчетности, вынес в адрес органа местного самоуправления представление, содержащее выводы о нецелевом, неэффективном и неправомерном использовании Администрацией денежных средств, направленных в бюджет Кормиловского городского поселения из бюджета Кормиловского муниципального района, о нарушении Администрацией бюджетного законодательства, а также требования, обязывающие Администрацию принять меры по устранению выявленных нарушений с составлением отчета о результатах реализации плановых мероприятий и проинформировать контролирующий орган о результатах рассмотрения представления.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В рассматриваемом случае заявитель не доказал несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта и действий по назначению и проведению контрольных мероприятий закону, нарушение этим актом и действиями прав и законных интересов Администрации.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции в нарушение требований части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необоснованно удовлетворил заявленные Администрацией требования.
Поскольку выводы суда апелляционной инстанции сделаны при неправильном применении норм права, это в соответствии с частями 1 и 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебного акта.
Судебный акт суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований подлежит оставлению без изменения.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление от 01.08.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А46-14976/2015 отменить. Оставить в силе решение от 27.04.2016 Арбитражного суда Омской области по настоящему делу.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
А.А.БУРОВА
Судьи
А.А.КОКШАРОВ
Е.В.ПОЛИКАРПОВ
------------------------------------------------------------------