Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.08.2016 N Ф04-2926/2016 по делу N А03-13352/2015
Требование: О признании недействительными предписания надзорного органа и требований о предоставлении документов.
Обстоятельства: При переоформлении обществом лицензии на осуществление деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности в отношении него проведена внеплановая проверка, по итогам которой предписано устранить нарушения.
Решение: Требование в части оспаривания предписания удовлетворено, поскольку установлено превышение надзорным органом предоставленных ему полномочий, при переоформлении лицензии в связи с изменением перечня видов работ проверяется лишь соответствие лицензиата планируемой деятельности, оснований для выдачи предписания об устранении нарушений при осуществляемой деятельности не имеется.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Алтайского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 августа 2016 г. по делу в„– А03-13352/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 августа 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Григорьева Д.В.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи (аудиозаписи) помощником судьи Савицким В.О., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Сибирского управления Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору на решение от 26.11.2015 Арбитражного суда Алтайского края (судья Сбитнев А.Ю.) и постановление от 06.04.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Ходырева Л.Е., Кривошеина С.В., Павлюк Т.В.) по делу в„– А03-13352/2015 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Экспертный центр Норма" (656031, Алтайский край, город Барнаул, проспект Красноармейский, 79, ИНН 2221121550, ОГРН 1062221060330) к Сибирскому управлению Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору (650002, Кемеровская область, город Кемерово, улица Институтская, 3, ИНН 4200000206, ОГРН 1034205004525) о признании недействительными предписания и требований.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Алтайского края (судья Фролов О.В.) в заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Экспертный центр Норма" - Головин В.В. по доверенности от 10.05.2016;
от Сибирского управления Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору - Булгакова Е.С. по доверенности от 11.01.2016.
Суд

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Экспертный центр Норма" (далее - общество, ООО "ЭЦ Норма") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании недействительными предписания Сибирского управления Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору (далее - надзорный орган, управление) от 08.04.2015 в„– 37А/20п-15 и требований о предоставлении документов от 02.04.2015 в„– б/н, от 06.04.2015 в„– б/н и от 06.04.2015 в„– б/н.
Решением от 26.11.2015 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 06.04.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда, предписание от 08.04.2015 в„– 37А/20п-15 признано недействительным, в удовлетворении остальной части заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, надзорный орган просит отменить указанные судебные акты в части удовлетворения заявленного требования, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, и принять в этой части новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
По мнению подателя кассационной жалобы, при решении вопроса о переоформлении лицензии подлежит проверке соблюдение лицензиатом всех лицензионных требований на основании части 6.1 статьи 22 Федерального закона от 04.05.2011 в„– 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закона в„– 99-ФЗ). По результатам такой проверки надзорный орган вправе выдать лицензиату предписание в порядке статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 в„– 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон в„– 294-ФЗ).
Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
Общество в отзыве на кассационную жалобу просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Определением от 14.07.2016 суд округа отложил рассмотрение кассационной жалобы управления на 17.08.2016.
В связи с нахождением судьи Ильина В.И. в отпуске в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена его замена на судью Шабанову Г.А.
После замены в составе суда рассмотрение кассационной жалобы начато с самого начала.
Проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) 16.02.2007 ООО "ЭЦ Норма" выдана лицензия в„– ДЭ-00-007092 на осуществление деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности (проведение экспертизы проектной документации на разработку, строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта; проведение экспертизы технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы зданий и сооружений на опасном производственном объекте; проведении экспертизы иных документов, связанных с эксплуатацией опасных производственных объектов).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2014 в„– 471 в пункт 3 Положения о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2012 в„– 682 (далее - Положение о лицензировании), внесены изменения в части наименования лицензируемых видов деятельности. С 03.06.2014 действует измененный перечень видов лицензионной деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности.
В связи с изменением перечня выполняемых работ общество обратилось в Ростехнадзор с заявлением от 10.02.2015 в„– 05-и о переоформлении лицензии от 16.02.2007 в„– ДЭ-00-007092.
Письмом от 26.03.2015 в„– 14-00-06/591 Ростехнадзор поручил управлению провести проверку возможности выполнения лицензиатом (обществом) лицензионных требований и условий по адресу места осуществления лицензируемого вида деятельности и в срок до 15.04.2015 представить акт по результатам проверки, протоколы территориальной аттестационной комиссии.
На основании распоряжения от 31.03.2015 в„– 2-06/464 управлением в отношении общества проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой требованиями от 02.04.2015 в„– б/н, от 06.04.2015 в„– б/н и от 06.04.2015 в„– б/н были запрошены необходимые для ее проведения документы.
По результатам проверки 08.04.2015 составлен акт проверки в„– 37А/20А-15 и выдано предписание в„– 37А/20А-15, которым обществу предложено в срок до 08.06.2015 устранить выявленные нарушения подпунктов "а" и "б" пункта 5 Положения о лицензировании и правил промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Полагая, что требования и предписание управления нарушают его права и законные интересы, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, признавая недействительным оспариваемое предписание, исходил из превышения управлением предоставленных ему полномочий при проведении проверки в порядке части 5 статьи 19 Закона в„– 99-ФЗ и отсутствия у него права на выдачу оспариваемого предписания об устранении нарушений при осуществлении обществом лицензионной деятельности. Отказывая в признании недействительными требований от 02.04.2015 в„– б/н, от 06.04.2015 в„– б/н и от 06.04.2015 в„– б/н, суд пришел к выводу о правомерном истребовании управлением документов в целях проведения проверки.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции в части признания недействительным оспариваемого предписания.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из доводов жалобы и конкретных обстоятельств дела.
Согласно части 1 статьи 18 Закона в„– 99-ФЗ лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, адресов мест осуществления юридическим лицом лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 18 Закона в„– 99-ФЗ для переоформления лицензии лицензиат представляет в лицензирующий орган, предоставивший лицензию, либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении заявление о переоформлении лицензии с указанием реквизитов документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за переоформление лицензии, и оригинал действующей лицензии на бумажном носителе или лицензию в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
В силу части 9 статьи 18 Закона в„– 99-ФЗ при намерении лицензиата внести изменения в указанный в лицензии перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности в заявлении о переоформлении лицензии указываются сведения о работах, услугах, которые лицензиат намерен выполнять, оказывать или о работах, об услугах, выполнение, оказание которых лицензиатом прекращаются.
Переоформление лицензии в случаях, предусмотренных частями 7 и 9 названной статьи, осуществляется лицензирующим органом после проведения в установленном статьей 19 названного Закона порядке проверки соответствия лицензиата лицензионным требованиям при выполнении новых работ, оказании новых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, и (или) при осуществлении лицензируемого вида деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня приема заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов (часть 17 статьи 18 Закона в„– 99-ФЗ).
Частью 2 статьи 19 Закона в„– 99-ФЗ установлено, что в отношении лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии, в случаях, предусмотренных статьями 13 и 18 названного Закона, лицензирующим органом проводятся документарные проверки и внеплановые выездные проверки без согласования в установленном порядке с органом прокуратуры.
Предметом внеплановой выездной проверки соискателя лицензии или лицензиата в случаях, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 18 названного Закона, являются состояние помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать соискателем лицензии или лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности, и наличие необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности работников в целях оценки соответствия таких объектов и работников лицензионным требованиям (часть 5 статьи 19 Закона в„– 44-ФЗ).
Таким образом, часть 5 статьи 19 Закона в„– 99-ФЗ ограничивает предмет проверки, определяя его рамки только необходимостью сделать вывод относительно соответствия материальной (помещения, здания, сооружения, технические средства, оборудование и проч.) и кадровой базы лицензиата на соответствие лицензионному требованию подпункта "а" пункта 5 Положения о лицензировании, в редакции от 21.05.2014.
Между тем надзорным органом фактически была проведена проверка соответствия деятельности общества всем лицензионным требованиям, установленным пунктом 5 Положения о лицензировании.
Заявляя о наличии у него полномочий по проверке соблюдения лицензиатом всех лицензионных требований при переоформлении лицензии, управление ссылается на положения части 6.1 статьи 22 Закона в„– 99-ФЗ.
Положения данной статьи распространяются на лицензии виды деятельности, наименования которые изменились, лицензии не содержащие перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, и лицензии, содержащие перечни работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если нормативными правовыми актами Российской Федерации в указанные перечни внесены изменения.
Вместе с тем в рассматриваемом случае соответствующие изменения внесены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2014 в„– 471, а часть 6.1 статьи 22 Закона в„– 99-ФЗ введена Федеральным законом от 14.10.2014 в„– 307-ФЗ, вступившим в силу 15.11.2014. Следовательно, положения данной статьи не подлежат применению при переоформлении лицензии на основании вышеназванного постановления Правительства.
Кроме того, по смыслу части 5 статьи 19 Закона в„– 99-ФЗ при переоформлении лицензии в связи с изменением перечня видов работ, проверке подлежат факты соответствия (несоответствия) лицензиата планируемой им в будущем деятельности, в связи с чем не имеется оснований для выдачи предписания об устранении нарушений при уже осуществляемой лицензиатом деятельности.
При таких обстоятельствах судами двух инстанций сделан правомерный вывод об отсутствии у управления при проведении такой проверки полномочий по выдаче оспариваемого предписания.
С учетом изложенного арбитражные суды обоснованно удовлетворили заявленное требование, поскольку предписание надзорного органа от 08.04.2015 в„– 37А/20п-15 не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 26.11.2015 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 06.04.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А03-13352/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Д.В.ГРИГОРЬЕВ

Судьи
О.Ю.ЧЕРНОУСОВА
Г.А.ШАБАНОВА


------------------------------------------------------------------