Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.08.2016 N Ф04-3355/2016 по делу N А45-23329/2015
Требование: О признании недействительным в части Перечня услуг, предоставляемых учреждением на платной основе.
Обстоятельства: Руководитель учреждения утвердил стоимость предоставляемых учреждением услуг. Прокурор указал, что услуги по навигационно-картографическому обслуживанию, разработке и осуществлению мероприятий, связанных с обеспечением безопасности судоходства, обслуживанию флота относятся к услугам субъектов естественных монополий, цены на которые регулируются государством.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку в силу закона учреждение не обладает правом самостоятельного определения размера платы за оказание им вышеуказанных услуг.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Новосибирской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 августа 2016 г. по делу в„– А45-23329/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 18 августа 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Поликарпова Е.В.
Черноусовой О.Ю.
при ведении протокола помощником судьи Мейранс А.Г.,
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи (аудиозаписи) кассационную жалобу федерального бюджетного учреждения "Администрация Обского бассейна внутренних водных путей" на решение от 27.01.2016 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Рубекина И.А.) и постановление от 14.04.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Колупаева Л.А., Сбитнев А.Ю., Скачкова О.А.) по делу в„– А45-23329/2015 по заявлению заместителя Западно-Сибирского транспортного прокурора (630003, город Новосибирск, улица Саратовская, 13, ИНН 5405347680, ОГРН 1075405016257) к федеральному бюджетному учреждению "Администрация Обского бассейна внутренних водных путей" (630099, город Новосибирск, улица Урицкого, 13, ИНН 5407129381,ОГРН 1025403214583) об оспаривании приказа от 02.04.2015 в„– 40 "Об утверждении перечня платных услуг (работ) по основным видам деятельности и размера платы за услуги (работы) по основным видам деятельности".
Другие лица, участвующие в деле: Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области, Ассоциация судовладельцев Западной Сибири.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новосибирской области (судья Зюзин С.Г.) в заседании участвовал помощник Западно-Сибирского транспортного прокурора Фирдман А.Г. на основании служебного удостоверения.
Суд

установил:

заместитель Западно-Сибирского транспортного прокурора Макаров В.В (далее - прокурор) в интересах неопределенного круга лиц обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к федеральному бюджетному учреждению "Администрация Обского бассейна внутренних водных путей" (далее - ФБУ "Администрация Обского БВП", учреждение) о признании недействительными пунктов 1.2, 1.3, главы 3, пунктов 7.1, 7.9, 7.10, 7.12 Перечня платных услуг (работ) по основным видам деятельности и размера платы за услуги (работы) по основным видам деятельности, утвержденного приказом от 02.04.2015 в„– 40 (далее - Перечень).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - антимонопольный орган), Ассоциация судовладельцев Западной Сибири (далее - ассоциация).
Решением от 27.01.2016 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 14.04.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, учреждение просит указанные судебные акты отменить в части признания недействительными главы 3 и пунктов 7.1, 7.9 Перечня, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального права, нарушение норм процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела.
По мнению подателя жалобы, поименованные в разделе 3 и пунктах 7.1, 7.9 оспариваемого Перечня услуги не относятся к сфере деятельности естественных монополий, поэтому цена на них не подлежит государственному регулированию.
В отзывах на кассационную жалобу прокурор и антимонопольный орган просят принятые по делу судебные акты оставить без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Ассоциацией отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении присутствующего в заседании помощника Западно-Сибирского транспортного прокурора, суд округа не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, руководитель ФБУ "Администрация Обского БВП" приказом от 02.04.2015 в„– 40 утвердил Перечень услуг (работ), предоставляемых учреждением на платной основе, и их стоимость на 2015 год.
В частности, Перечнем были установлены размеры платы за организацию технологической связи на внутреннем водном транспорте (пункт 1.2), навигационное обслуживание судов, информационное обслуживание судов путевой и гидрологической информацией (пункт 1.3), навигационно-картографическое обеспечение (глава 3), оказание услуг по разработке и осуществлению мероприятий, связанных с обеспечением безопасности судоходства (пункт 7.1), оказание услуг по обслуживанию флота (снятие и переработка нефтесодержащих и сточных вод, снабжение питьевой водой, снабжение горюче-смазочными материалами) (пункт 7.9), выполнение лоцманской проводки судов в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 7.10), оказание услуг по производству, поставке и установке путевого оборудования для внутренних водных путей (береговое, плавучее навигационное и светосигнальное оборудование; средства связи и радионавигации; боновые заграждения и другое) (пункт 7.12).
Полагая, что перечисленные услуги относятся к сфере деятельности субъектов естественной монополии, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и учреждение не вправе самостоятельно определять их стоимость, прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу, что приказ учреждения в оспариваемой части противоречит статье 10 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции", статье 6 Федерального закона от 17.08.1995 в„– 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях), постановлению Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 в„– 293 "О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей" (далее - Постановление в„– 293) и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, сопряженную с использованием внутреннего водного транспорта.
Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, суд кассационной инстанции исходит из доводов жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Статьей 4 Закона о естественных монополиях услуги в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно статье 6 Закона о естественных монополиях одним из методов регулирования деятельности субъектов естественных монополий, применяемых органами регулирования естественных монополий, является ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.
Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением в„– 293 утверждены Перечень услуг субъектов естественных монополий в речных портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством (далее - Перечень услуг в речных портах) и Перечень услуг субъектов естественных монополий по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством (далее - Перечень услуг по использованию инфраструктуры ВВП).
Частью 3 статьи 6 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ РФ) предусмотрено, что размер платы за услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей и услуги в речных портах, не относящиеся к сфере естественных монополий, определяется на основании договоров.
В Перечень услуг в речных портах включены следующие услуги: обеспечение безопасности плавания и порядка в порту; предоставление судам рейдов, якорных стоянок, защитных сооружений и причалов порта; обеспечение лоцманской проводки судов (внутрипортовая проводка); комплексное обслуживание флота; услуги буксиров; погрузка и выгрузка грузов; хранение грузов; обслуживание пассажиров.
При этом комплексное обслуживание флота, оказываемое специализированными судами или речным портом у причалов, предполагает выполнение таких видов работ и операций как прием хозяйственно-фекальных стоков, пищевых отходов и сухого мусора, а также подсланевых вод с судов, снабжение их питьевой водой, бункеровка топливом и смазочными материалами и т.п.
Перечень услуг по использованию инфраструктуры ВВП относит к таким услугам: обеспечение безопасности плавания судов по внутренним водным путям; навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания судов по внутренним водным путям; обеспечение лоцманской проводки судов; ледокольное обеспечение в зимних условиях навигации; обеспечение прохода судов по судоходным гидротехническим сооружениям; обеспечение прохода иностранных судов по внутренним водным путям.
В соответствии с частью 4 статьи 34 КВВТ РФ администрация бассейна внутренних водных путей для обеспечения безопасности судоходства осуществляет, в том числе, навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания судов; путевые работы на внутренних водных путях; диспетчерское регулирование движения судов и управление движением судов на участках внутренних водных путей, имеющих ограничения по условиям плавания, мониторинг движения судов на остальных участках внутренних водных путей; организацию технологической связи на внутреннем водном транспорте.
Навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания судов представляет собой комплекс мероприятий по обеспечению внутренних водных путей навигационной обстановкой, включающих в себя оборудование внутренних водных путей аппаратурой систем навигации и связи, средствами навигационного оборудования, световыми и звуковыми сигнальными средствами, а также по обеспечению судов информацией о навигационных и гидрометеорологических условиях плавания судов.
Под путевыми работами понимаются дноуглубительные, выправительные, тральные, дноочистительные, изыскательские и другие работы на внутренних водных путях.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражные суды обоснованно сочли, что услуги по навигационно-картографическому обслуживанию, разработке и осуществлению мероприятий, связанных с обеспечением безопасности судоходства, обслуживанию флота относятся к услугам субъектов естественных монополий, цены (тарифы, сборы), на которые регулируются государством.
Поскольку учреждение не обладает правом самостоятельного определения размера платы за оказание им таких услуг, арбитражные суды правомерно удовлетворили заявленные прокурором требования, признав главу 3, пункты 7.1 и 7.9 Перечня недействительными.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ у суда округа не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 27.01.2016 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 14.04.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А45-23329/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Г.А.ШАБАНОВА

Судьи
Е.В.ПОЛИКАРПОВ
О.Ю.ЧЕРНОУСОВА


------------------------------------------------------------------