Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.12.2016 N Ф04-5789/2016 по делу N А75-49/2016
Требование: О признании незаконным предписания муниципалитета.
Обстоятельства: По итогам проверки вынесено предписание, которым на общество, являющееся управляющей организацией многоквартирного дома, возложена обязанность произвести перерасчет платы за услугу по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов собственнику жилого помещения за спорный период, а также платы за коммунальную услугу по водоснабжению на общедомовые нужды.
Решение: Требование частично удовлетворено, поскольку установление стоимости услуг по утилизации ТБО не относится к полномочиям общего собрания собственников помещений и не может быть предметом соглашения сторон договора управления многоквартирным домом.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 декабря 2016 г. по делу в„– А75-49/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 01 декабря 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Григорьева Д.В.
Черноусовой О.Ю.рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Пыть-Яха на решение от 10.05.2016 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Федоров А.Е.) и постановление от 05.09.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Лотов А.Н., Сидоренко О.А.) по делу в„– А75-49/2016 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Новый город" (628007, г. Ханты-Мансийск, ул. Дунина - Горкавича, д. 13, ИНН 8601029464, ОГРН 1068601011720) к администрации города Пыть-Яха (628383, г. Пыть-Ях, ул. Е. Котина, д. 14, ИНН 8612005313, ОГРН 10286301542826) о признании незаконным предписания.
Суд

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Новый город" (далее - ООО "Новый город", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к администрации города Пыть-Яха (далее - администрация) о признании незаконным предписания от 08.10.2015 в„– 172.
Решением от 10.05.2016 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 05.09.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда, пункт 1 оспариваемого заявителем предписания признан недействительным, в удовлетворении остальной части заявленного ООО "Новый город" требования отказано.
В кассационной жалобе администрация, ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального права, просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления ООО "Новый город".
По мнению администрации, расходы по утилизации твердых бытовых отходов не могут быть указаны в составе структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги как самостоятельный вид коммунальной услуги с взиманием за нее оплаты по отдельному тарифу. Следовательно, размер платы по статье "Вывоз и утилизация ТБО" не может быть повышен без решения собственников по правилам, предусмотренным частью 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу общество, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые администрацией судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ООО "Новый город" является управляющей организацией, избранной собственниками многоквартирного дома по адресу: город Пыть-Ях, 3 микрорайон, "Кедровы", ул. Св. Федорова, дом 17 (далее - многоквартирный дом).
Договор на оказание услуг по управлению многоквартирным домом был заключен с обществом 01.04.2015.
По результатам внеплановой выездной проверки деятельности ООО "Новый город" администрацией составлен акт от 08.10.2015 в„– 172, в котором сделан вывод о нарушении обществом части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 в„– 354 (далее - Правила в„– 354).
С целью устранения указанных нарушений администрация вынесла оспариваемое заявителем предписание от 08.10.2015 в„– 172, которым на ООО "Новый город" возложена обязанность в срок до 09.11.2015 произвести перерасчет платы за услугу "Вывоз и утилизация ТБО" собственнику жилого помещения по адресу: город Пыть-Ях, 3 микрорайон, ул. Св. Федорова, дом в„– 17, кв. 100 за период с июля 2015 по август 2015 года (пункт 1); произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по водоснабжению на общедомовые нужды собственнику жилого помещения по адресу: город Пыть-Ях, 3 микрорайон, ул. Св. Федорова, дом 17, кв. 100 за период с июля 2015 по август 2015 года (пункт 2).
Удовлетворяя требование заявителя о признании недействительным пункта 1 предписания, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что из содержания частей 2 и 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взносы на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В указанный перечень не входят сбор, вывоз, утилизация твердых и жидких бытовых отходов.
Согласно части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 названного Кодекса.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 названного Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из анализа положений пункта 17 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 в„– 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон в„– 210-ФЗ) следует, что управляющие организации, кроме услуг, перечень которых содержится в части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, приобретают у организаций коммунального комплекса услугу утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в многоквартирном доме, которая в силу частей 3 и 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации подлежит оплате собственниками (нанимателями) жилых помещений в составе платы за жилое помещение.
Из смысла и содержания части 1 статьи 4, статьей 21 Федерального закона в„– 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации следует что обязанность по обеспечению захоронения отходов возложена на собственников (нанимателей) помещений в многоквартирном доме, реализация которой может осуществляться путем заключения договора управления многоквартирным домом.
Исследовав представленные сторонами доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что ООО "Новый город" оказывает услуги собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирном доме по вывозу и захоронению отходов на основании договоров, заключенных с обществом с ограниченной ответственностью "Пыть-ЯхАвтоСервисЦентр".
Согласно части 2 статьи 1 Закона в„– 210-ФЗ тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов, оказываемые организациями коммунального комплекса, подлежат регулированию. Такие тарифы, в соответствии со статьей 13 Закона в„– 210-ФЗ, устанавливаются на период от трех до пяти лет. При этом тарифы могут иметь календарную разбивку. Период действия тарифов на услуги организаций коммунального комплекса, период действия надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса определяются устанавливающим их органом регулирования.
Следовательно, установление размера платы за услугу по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов и вопрос о необходимости ее возмещения управляющей организации не могут быть решены по правилам, предусмотренным частью 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации для определения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме.
Таким образом, установление стоимости услуг по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов не относится к полномочиям общего собрания собственников помещений и не может быть предметом соглашения сторон договора управления многоквартирным домом.
Учитывая изложенное, обе судебные инстанции обоснованно удовлетворили требование заявителя, признав недействительным пункт 1 оспариваемого им предписания администрации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 10.05.2016 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 05.09.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А75-49/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
В.И.ИЛЬИН

Судьи
Д.В.ГРИГОРЬЕВ
О.Ю.ЧЕРНОУСОВА


------------------------------------------------------------------