Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.12.2016 N Ф04-6112/2016 по делу N А81-1521/2016
Требование: О признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, обязании осуществить регистрацию права.
Обстоятельства: Отказ мотивирован непредставлением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и правоустанавливающих документов на земельный участок. По мнению заявителя, скважина не является объектом капитального строительства, а отсутствие документов на участок объясняется временным характером предоставления участков владельцам лицензий на пользование недрами.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку нахождение участка во временном пользовании заявителя на период эксплуатации скважины не подтверждено, скважина является объектом капитального строительства.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 декабря 2016 г. по делу в„– А81-1521/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Лошкомоевой В.А.
судей Доронина С.А.
Кадниковой О.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа на решение от 26.06.2016 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Садретинова Н.М.) и постановление от 21.09.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Золотова Л.А., Шиндлер Н.А.) по делу в„– А81-1521/2016, принятые по заявлению департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа (629008, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, улица Республики, 73, ИНН 8901017357, ОГРН 1058900022675) о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу (629007, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, улица Свердлова, 47, ИНН 8901002135, ОГРН 1028900509538) в государственной регистрации права собственности и обязании зарегистрировать право собственности на объект недвижимого имущества.
Суд

установил:

департамент имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Управление Росреестра, регистрирующий орган) (сообщение от 24.02.2016 в„– 001/201/2016-47) в государственной регистрации права собственности Ямало-Ненецкого автономного округа на объект недвижимого имущества: скважину в„– 79, расположенную по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, Умсейское месторождение, Северо-Пямалияхский лицензионный участок (далее - скважина в„– 79); об обязании Управления Росреестра осуществить государственную регистрацию права собственности на указанный объект недвижимого имущества.
Решением суда от 26.06.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.09.2016, в удовлетворении заявления отказано.
С решением от 26.06.2016 и постановлением от 21.09.2016 не согласен Департамент, в кассационной жалобе просит их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления.
По мнению подателя жалобы, для государственной регистрации права собственности на скважину не требовалось представления разрешения на строительство, а также правоподтверждающих документов на земельный участок для строительства скважины, поскольку такая скважина не является объектом капитального строительства, ее строительство осуществляется на основании лицензии на право пользования недрами, а земельный участок предоставляется во временное пользование на период поиска или разведки полезных ископаемых. Выводы судов об обратном указывают на неполное исследование обстоятельств дела. Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о земельных участках, на которых расположены скважины, а также отсутствие у Департамента правоустанавливающих документов на земельные участки объясняется временным характером предоставления таких земельных участков владельцам лицензий на право пользования участками недр. Учитывая, что строительство скважин, передаваемых добывающим организациям и предприятиям для государственного геологического изучения недр, осуществлялось за счет средств федерального бюджета и бюджета субъекта федерации, нормативно-правовым актом Ямало-Ненецкого автономного округа было закреплено право собственности на спорный объект.
Проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность решения и постановления, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, для проведения государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества: скважину в„– 79, расположенную по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, Умсейское месторождение, Северо-Пямалияхский лицензионный участок (далее - скважина, объект), Департаментом были представлены документы: кадастровый паспорт от 02.11.2010, изготовленный государственным унитарным предприятием Ямало-Ненецкого автономного округа "Окружной центр технической инвентаризации"; выписка из реестра государственного имущества автономного округа от 29.10.2012 в„– 501-12/1809, согласно которой скважина в„– 79 поисковая, год постройки 1997, находится в стадии ликвидации, собственник - Ямало-Ненецкий автономный округ; справка от 06.10.2011 в„– 2701-02 департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа о затратах на строительство скважины в„– 79 Умсейской площади в размере 879 040 рублей.
Сообщением от 24.02.2016 в„– 001/201/2016-47 Департаменту отказано в государственной регистрации права собственности на скважину.
В качестве основания для отказа Управление Росреестра сослалось на абзац десятый пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), согласно которому в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с указанным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Из сообщения Управления Росреестра об отказе в государственной регистрации следует, что на момент окончания строительства скважины приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов осуществлялась в соответствии со СНиПом 3.01.04-87 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов", утвержденными постановлением Государственного строительного комитета СССР от 21.04.1987 в„– 84. Согласно указанному СНиПу, подготовленные к эксплуатации объекты, законченные строительством, в соответствии с утвержденным проектом заказчик (застройщик) должен предъявлять к приемке государственным приемочным комиссиям, назначаемым в установленном СНиПом порядке. Акты о приемке в эксплуатацию объектов утверждаются решениями (приказом, постановлением и др.) органов, назначивших комиссии. Датой ввода в эксплуатацию считается дата подписания акта государственной приемочной комиссией. Документы, подтверждающие назначение государственной приемочной комиссии, приемку в эксплуатацию государственной приемочной комиссией, а также утверждение акта государственной приемочной комиссии органом, назначившим комиссию, на государственную регистрацию не представлены.
Кроме того, регистрирующий орган сослался на статью 25 Закона о регистрации, в соответствии с которой права собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества. Департаментом не представлены сведения о земельном участке, в пределах которого находится объект, а также документы о выделе земельного участка для строительства объекта.
Полагая, что отказ в государственной регистрации права собственности на скважину в„– 79 является незаконным и нарушает права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции признал отказ в государственной регистрации права правомерным, исходя из документов, представленных Департаментом в Управление Росреестра на момент принятия оспариваемого решения.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о правомерности отказа в государственной регистрации права ввиду непредставления Департаментом разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором осуществлялось строительство скважины.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов соответствуют нормам законодательства и фактическим обстоятельствам дела.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают ли оспариваемые решения права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В рассматриваемом случае Департамент, ссылаясь на незаконность отказа в государственной регистрации права собственности на скважину в„– 79, считает, что им не должны были представляться в регистрирующий орган: разрешение на строительство объекта; документы, подтверждающие, что строительство спорной буровой скважины велось в соответствии с техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен спорный объект недвижимого имущества.
Между тем заявителем кассационной жалобы не учтено следующее.
Пунктом 1 статьи 25 Закона о регистрации установлено, что право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения. Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если на основании данного документа ранее было зарегистрировано право заявителя (право лица, представителем которого является заявитель, если документы на государственную регистрацию представлены представителем) на указанный земельный участок в установленном настоящим законом порядке. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения, запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем такое разрешение, при условии, что заявитель не представил такое разрешение по собственной инициативе.
Принимая во внимание, что скважина была построена и введена в эксплуатацию в 1997 году, при этом постановка спорного объекта на государственный кадастровый учет свидетельствовала об отнесении скважины к объектам недвижимого имущества, ее строительство должно было осуществляться на основании разрешения на строительство.
В статье 9 Федерального закона от 29.12.2004 в„– 191-ФЗ "О введении в действии Градостроительного кодекса Российской Федерации" указано, что положения части 17 статьи 51 данного Кодекса применяются также в отношении указанных в ней объектов, которые были построены, реконструированы или изменены до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 4.2 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство буровых скважин не требуется в случае, если строительство такого объекта осуществляется на основании подготовленного, согласованного и утвержденного в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах технического проекта разработки месторождений полезных ископаемых.
Доказательств существования такого проекта на момент строительства скважины в„– 79 Департамент не представил.
Также согласно пунктам 1.6, 4.13, 4.24, 4.27 СНиПа 3.01.04-87, пункту 1 постановления Совета Министров СССР от 23.01.1981 в„– 105 "О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов", действовавшим в период строительства скважины в„– 79, правоустанавливающим документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества, является разрешительная документация на строительство объекта.
Довод заявителя о том, что им на государственную регистрацию права собственности не должны были представляться разрешение на строительство объекта, технический проект разработки месторождений полезных ископаемых или иная проектная документация, правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположена скважина в„– 79, не основан на нормах права.
Не подтверждена документально ссылка Департамента на нахождение земельного участка во временном долгосрочном пользовании на период эксплуатации скважины.
Поскольку Департамент обратился с заявлением о государственной регистрации права собственности на скважину в„– 79 как на объект капитального строительства, довод о том, что скважина не является объектом капитального строительства, в связи с чем для ввода ее в эксплуатацию не требовалась разрешительная документация, противоречит его собственному заявлению.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций, правильно применив вышеназванные нормы права, пришли к обоснованному выводу о том, что сведения, содержащиеся в реестре государственного имущества, должны быть подтверждены соответствующими доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанций не установлено.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 26.06.2016 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 21.09.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А81-1521/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
В.А.ЛОШКОМОЕВА

Судьи
С.А.ДОРОНИН
О.В.КАДНИКОВА


------------------------------------------------------------------