Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.10.2016 N Ф04-3951/2016 по делу N А45-23590/2015
Требование: Об оспаривании отказа в предоставлении в аренду участка.
Обстоятельства: Глава крестьянского фермерского хозяйства указал на отсутствие заявлений иных лиц об утверждении схемы расположения земельного участка на момент его обращения с заявлением.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку до принятия решения о предоставлении участка в аренду получены заявления иных лиц, в связи с чем возникла необходимость проведения публичных процедур. Дополнительно: ФЗ "О крестьянском хозяйстве" устанавливает порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения, при этом не определяет процедуру предоставления участка в случае подачи двух и более заявок.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Новосибирской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 октября 2016 г. по делу в„– А45-23590/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бушмелевой Л.В.
судей Орловой Н.В.
Тамашакина С.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства Ридель Роберта Борисовича на решение Арбитражного суда Новосибирской области 09.02.2016 (судья Булахова Е.И.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2016 (судьи Хайкина С.Н., Кривошеина С.В., Скачкова О.А.) по делу в„– А45-23590/2015 по заявлению индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства Ридель Роберта Борисовича
к администрации Кочковского района Новосибирской области (632491, Новосибирская область, Кочковский район, с. Кочки, ул. Революционная, 11)
о признании незаконными действий по отказу в предоставлении в аренду земельного участка.
Другие лица, участвующие в деле: индивидуальный предприниматель глава крестьянско-фермерского хозяйства Кетта Анатолий Петрович, индивидуальный предприниматель глава крестьянско-фермерского хозяйства Чеботникова Ольга Григорьевна.
Суд

установил:

Индивидуальный предприниматель глава крестьянского фермерского хозяйства Ридель Роберт Борисович (далее - глава КФХ Ридель Р.Б.) обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к администрации Кочковского района Новосибирской области (далее - администрация) о признании незаконным действий по отказу в предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 4 980 000 кв. м с кадастровым номером 54:12:021909:661, изложенных в письмах администрации от 20.01.2015 в„– 63, от 20.02.2015 в„– 302.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Чеботникова Ольга Григорьевна (далее - глава КФХ Чеботникова О.Г.), индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Кетта Анатолий Петрович (далее - глава КФХ Кетт А.П.).
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 09.02.2016, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе глава КФХ Ридель Р.Б., указывая на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить принятые по делу судебные акты, заявленные требования удовлетворить в полном объеме.По утверждению главы КФХ Риделя Р.Б., судебными инстанциями не дана оценка уклонению администрации от принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду при полном выполнении предпринимателем процедуры, предусмотренной статьей 12 Федерального закона от 11.06.2013 в„– 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон о фермерском хозяйстве); отсутствию заявлений иных лиц об утверждении схемы расположения земельного участка на момент обращения предпринимателя с заявлением об утверждении схемы земельного участка.
Глава КФХ Ридель Р.Б. считает ошибочным применение судебными инстанциями норм Федерального закона от 24.07.2002 в„– 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и некорректной ссылку судебных инстанций на позицию Верховного Суда РФ, изложенную в определениях от 20.11.2014 в„– 308-ЭС14-1222, от 18.05.2015 в„– 310-ЭС14-7728, от 31.08.2015 в„– 308-КГ15-10770.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены в соответствии со статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о судебном заседании, в том числе и публично путем размещения информации в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" в сети Интернет.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судами норм права, соответствие выводов судов обстоятельствам дела, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
По материалам дела судами установлено, что глава КФХ Ридель Р.Б. 15.08.2014 обратился в администрацию с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка с целью предоставления в аренду земельного участка площадью 485 га из земельного участка с кадастровым номером 54:12:021909:25, проведя мероприятия по вопросам получения сведений государственного земельного кадастра на раздел земельного участка с кадастровым номером 54:12:021909:0025.
Постановлением администрации от 27.11.2014 в„– 633-па утверждена схема расположения испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 54:12:021909:661.
Главой КФХ Ридель Р.Б. были проведены соответствующие действия по формированию и постановке на кадастровый учет земельного участка площадью 4 980 000 кв. м с кадастровым номером 54:12:021909:661.
Письмом от 29.12.2014 глава КФХ Ридель Р.Б. направил в адрес администрации полученный кадастровый паспорт в„– 54/201/14-412529 от 25.12.2014 для принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду на 49 лет для расширения деятельности фермерского хозяйства.
Согласно материалам дела в администрацию 31.12.2014 поступило заявление от индивидуального предпринимателя главы КФХ Кетта А.П. о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 4 980 000 кв. м, с кадастровым номером 54:12:021909:661.
В газете "Степные зори" от 01.01.2015 в„– 1 была опубликована информация о намерении администрации предоставить в аренду земельный участок площадью 4 980 000 кв. м с кадастровым номером 54:12:021909:661.
Администрация письмом от 20.01.2015 в„– 63 сообщила главе КФХ Ридель Р.Б. о невозможности предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка без проведения торгов в связи с поступлением трех заявлений на данный земельный участок.
Глава КФХ Ридель Р.Б. заявлением от 11.02.2015 повторно направил кадастровый паспорт на земельный участок с кадастровым номером 54:12:021909:661 для принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду.
В ответ на это заявление администрация письмом от 20.02.2016 в„– 302 уведомила главу КФХ Ридель Р.Б. о том, что принято решение о предоставлении земельного участка площадью 4 980 000 кв. м, с кадастровым номером 54:12:021909:661 в аренду посредством проведения торгов.
Считая отказ в предоставлении земельного участка, а также решение администрации о предоставлении спорного земельного участка в аренду посредством проведения торгов несоответствующими земельному законодательству, глава КФХ Ридель Р.Б. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ и пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 в„– 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства и приведенные сторонами доводы в соответствии с правилами статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, судебные инстанции пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований главы КФХ Ридель Р.Б.
При разрешении спора судебные инстанции исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 81 Земельного кодекса РФ (редакции действовавшей до 01.03.2015) гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным Кодексом, а также Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Согласно пункту 1 статьи 12 Закона о фермерском хозяйстве (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг заявления.
Орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункты 3, 4 статьи 12 Закона о фермерском хозяйстве).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия такого решения (пункт 5 статьи 12 Закона о фермерском хозяйстве).
Вместе с тем, Закон о фермерском хозяйстве, устанавливая порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения лицам, заинтересованным в ведении крестьянского (фермерского) хозяйства, не определяет процедуру предоставления земельного участка в случае подачи двух и более заявок таких лиц.
Поскольку лицам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства необходимы земли сельскохозяйственного назначения, то применению подлежат правила, установленные пунктом 2 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Применение указанной нормы в рассматриваемой случае вытекает также из статьи 2 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, согласно которой участниками отношений, регулируемых Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения, являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, что не исключает его действие на крестьянские (фермерские) хозяйства.
Пунктом 2 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения (в ранее действовавшей редакции) определено, что передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса РФ, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а также права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляются в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса РФ (пункт 3 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения).
В силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса (в ранее действовавшей редакции) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Судом апелляционной инстанции указано, что применение к спорной ситуации положений пункта 2 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения соответствует установленным статьей 34 Земельного кодекса РФ принципам предоставления земельных участков, гарантирует равный доступ всех лиц к приобретению земельных участков из публичной собственности. Иное толкование положений закона направлено на установление необоснованного приоритета земельных прав одних землепользователей по отношению к другим и противоречит приведенным выше принципам.
Установив, что до принятия решения о предоставлении в аренду спорного земельного участка были получены еще заявления от главы КФХ Кетта А.П. и главы КФХ Чеботниковой О.Г., претендующих на этот земельный участок, судебные инстанции пришли к выводу о необходимости реализации публичных процедур при предоставлении в аренду земельного участка, направленных на обеспечение законных прав и интересов неограниченного круга лиц.
При таких обстоятельствах, судебные инстанции правомерно указали на отсутствии оснований для признания незаконными оспариваемых действий администрации по отказу в предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 4980000 кв. м с кадастровым номером 54:12:021909:661, изложенных в письмах администрации от 20.01.2015 в„– 63, от 20.02.2015 в„– 302.
Довод главы КФХ Ридель Р.Б. о применении в рассматриваемой ситуации только Закона о фермерском хозяйстве, не предусматривающего проведение аукциона (торгов), являлся предметом рассмотрения в судебных инстанциях и был отклонен как ошибочный.
Не опровергая правомерность выводов судебных инстанций, доводы главы КФХ Ридель Р.Б. в кассационной жалобе по существу выражают несогласие с оценкой доказательств, основаны на ином толковании законодательства, что не свидетельствует о неправильном применении судами норм права и не является основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке.
При рассмотрении кассационной жалобы не выявлено предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ оснований для отмены или изменения судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Новосибирской области 09.02.2016 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2016 по делу в„– А45-23590/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Л.В.БУШМЕЛЕВА

Судьи
Н.В.ОРЛОВА
С.Н.ТАМАШАКИН


------------------------------------------------------------------