По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05.02.2016 N Ф04-29259/2015 по делу N А27-9935/2015
Требование: О привлечении общества к ответственности по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ в связи с реализацией продукции, не соответствующей требованиям нормативной документации, а также гигиеническим требованиям в пищевой ценности и безопасности по наличию бактерий группы кишечной палочки - БГКП .
Решение: Требование удовлетворено, поскольку у общества имелась возможность по соблюдению указанных выше требований, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Кемеровской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 февраля 2016 г. по делу в„– А27-9935/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 05 февраля 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Григорьева Д.В.
Шабановой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ленинская торговая база" на решение от 28.07.2015 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Конкина И.В.) и постановление от 30.10.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Павлюк Т.В., Ходырева Л.Е.) по делу в„– А27-9935/2015 по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в лице Территориального отдела в г. Ленинск-Кузнецком, г. Полысаево и Ленинск-Кузнецком районе (652500, г. Ленинск-Кузнецкий, ул. Земцова, 6А, ИНН 4205081760, ОГРН 1054205036434) к обществу с ограниченной ответственностью "Ленинская торговая база" (630124, г. Новосибирск, ул. Есенина, 3/1, ИНН 4212035034, ОГРН 1134212000174) о привлечении к административной ответственности.
Суд
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в лице Территориального отдела в г. Ленинск-Кузнецком, г. Полысаево и Ленинск-Кузнецком районе (далее - управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Ленинская торговая база" (далее - ООО "Ленинская торговая база", общество) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением от 28.07.2015 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 30.10.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда, требование управления удовлетворено, общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 300 000 руб.
В кассационной жалобе ООО "Ленинская торговая база", ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить указанные судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного административным органом требования.
Повторяя доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заявитель утверждает, что управлением допущены нарушения порядка проведения проверки и не доказана вина общества в совершении вменяемого правонарушения; должностным лицом управления без каких-либо оснований проведено административное расследование, на исследование были взяты продукты, не указанные в жалобе от 13.04.2015; отбор проб проводил помощник врача по гигиене труда, квалификацию которого определить невозможно; акт от 22.04.2015 отбора образцов (проб) составлен не в соответствии с Методическими указаниями по отбору проб пищевой продукции животного и растительного происхождения, кормов, кормовых добавок с целью лабораторного контроля их качества и безопасности, утвержденными 21.05.2009 заместителем руководителя Россельхознадзора, не соответствует положениям статей 26.5 и 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; нарушены условия транспортировки отобранных проб, передачи и хранения этих проб в лаборатории.
В отзыве на кассационную жалобу Управление, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые заявителем судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании поступившего в административный орган обращения от 13.04.2015 в„– Ч-46 о фактах реализации некачественных продуктов в принадлежащем ООО "Ленинская торговая база" магазине "Ветеранский", расположенном по адресу: Кемеровская область, Ленинск-Кузнецкий район, пос. Демьяновка, ул. Космонавтов, 17, управлением с 16.04.2015 по 14.05.2015 проведено административное расследование, в результате которого сделан вывод о нарушении обществом Закона Российской Федерации от 07.02.1992 в„– 2300-1 "О защите прав потребителей" и Технического регламента Таможенного союза TP ТС 034/2013 "О безопасности мяса и мясной продукции".
По заключению от 29.04.2015 в„– 134/005 филиала Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области" отобранные в магазине "Ветеранский" образцы продукции не соответствует требованиям Технического регламента Таможенного союза TP ТС 034/2013 "О безопасности мяса и мясной продукции" (приложение 1): в грудинке соленой "Домашняя", изготовитель ООО "Барс" Новосибирская область, г. Обь, ул. Арсенальная, 1, выделены БГКП (колиформы); в колбасе ливерная "По-домашнему", изготовитель ЗАО "Кузбасский пищекомбинат", Кемеровская область, г. Новокузнецк, Технический проезд, 7, корпус 5, выделены БГКП (колиформы), КМАФАнМ.
Данные пищевые продукты признаны некачественными и опасными, создающими непосредственную угрозу жизни и здоровью населения.
В связи с этим управлением составлен протокол от 14.05.2015 по делу в„– 34 об административном правонарушении и направлено в арбитражный суд заявление о привлечении ООО "Ленинская торговая база" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса.
Частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за действия, предусмотренные частью 1 данной статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
В соответствии с пунктом 5 статьи 15 Федерального закона от 30.03.1999 в„– 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон в„– 52-ФЗ) граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования.
Согласно статье 39 Закона в„– 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов установлены Санитарными правилами 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов".
В соответствии с пунктом 8.25 СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов" продовольственное сырье и пищевые продукты, признанные не соответствующими требованиям нормативной и технической документации, представляющие опасность для здоровья населения, снимаются с реализации.
Решением комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 в„– 299 "О применении санитарных мер в Таможенном союзе" утверждены Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю).
Безопасность пищевых продуктов в микробиологическом отношении определяется их соответствием гигиеническим нормативам, установленным СанПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов". Пищевые продукты, предназначенные для реализации, должны соответствовать установленным требованиям к допустимому содержанию микроорганизмов, изготовление пищевых продуктов следует осуществлять при соблюдении требований санитарных правил.
Согласно пункту 88 главы IX Технического регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции", утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 в„– 68, изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей продуктов убоя и мясной продукции, обязаны осуществлять процессы их хранения, перевозки и реализации таким образом, чтобы данная продукция соответствовала требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 главы 2 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 в„– 880, пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной.
Исследовав представленные сторонами доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что общество осуществляло реализацию продукции, не соответствующей требованиям нормативной документации, а также гигиеническим требованиям в пищевой ценности и безопасности по наличию бактерий группы кишечной палочки - БГКП (колиформы) в нормируемой массе продукта (0,01 г).
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 данной статьи юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Руководствуясь названными нормами материального права, обе судебные инстанции пришли к выводу, что у общества имелась возможность по соблюдению указанных выше требований.
Изложенные в кассационной жалобе доводы ООО "Ленинская торговая база" были всесторонне исследованы и получили надлежащую правовую оценку при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых обществом судебных актов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 28.07.2015 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 30.10.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А27-9935/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
В.И.ИЛЬИН
Судьи
Д.В.ГРИГОРЬЕВ
Г.А.ШАБАНОВА
------------------------------------------------------------------