Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29.09.2016 N Ф04-4314/2016 по делу N А45-18278/2015
Требование: Об оспаривании постановлений о предоставлении земельного участка.
Обстоятельства: Орган местного самоуправления сослался на нарушение порядка предоставления земель сельскохозяйственного назначения, что повлекло невозможность реализовать полномочия распорядителя в отношении спорного участка.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку в заявлении отсутствует обоснование испрашиваемого размера участка, подача заявления носила формальный характер без намерения осуществления сельскохозяйственной деятельности, заявитель не относился к категориям лиц, которым может быть предоставлен спорный участок.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Новосибирской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 сентября 2016 г. по делу в„– А45-18278/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2016 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Шуйской С.И.,
судей Бушмелевой Л.В.,
Тихомирова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Костаревой М.С., рассмотрел кассационную жалобу администрации Новосибирского района Новосибирской области (заинтересованного лица) на решение от 18.03.2016 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Наумова Т.А.) и постановление от 03.06.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Полосина А.Л., Усанина Н.А.) по делу в„– А45-18278/2015 по заявлению администрации муниципального образования "Мичуринский сельсовет" Новосибирского района Новосибирской области (630526, Новосибирская область, пос. Мичуринский, ул. Солнечная, 5) к администрации Новосибирского района Новосибирской области (630007, г. Новосибирск, ул. Коммунистическая, 33а) о признании незаконными постановлений, действий по предоставлению земельного участка.
Другие лица, участвующие в деле: муниципальное казенное учреждение Новосибирского района Новосибирской области "Земельное бюро", муниципальное казенное учреждение социально-культурное объединение "Мичуринский".
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новосибирской области (судья Наумова Т.А.) в заседании участвовали представители:
от администрации муниципального образования "Мичуринский сельсовет" Новосибирского района Новосибирской области (заявителя) - Антонова М.В. по доверенности от 25.08.2016 в„– 1065;
от администрации Новосибирского района Новосибирской области (заинтересованного лица) - Мельников С.Е. по доверенности от 07.10.2015 в„– 47;
от муниципального казенного учреждения социально-культурного объединения "Мичуринский" (третьего лица) - Антонова М.В. по доверенности от 25.10.2015.
Суд

установил:

администрация муниципального образования "Мичуринский сельсовет" Новосибирского района Новосибирской области (далее - администрация МО "Мичуринский сельсовет") обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области к администрации Новосибирского района Новосибирской области (далее - администрация Новосибирского района) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными постановлений от 22.01.2015 в„– 107-апа "О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование муниципального казенного учреждения "Земельное бюро" и от 20.05.2015 в„– 3464-па "О внесении изменений в постановление от 22.01.2015 в„– 107-апа"; действий по предоставлению земельного участка с кадастровым номером 54:19:081301:1240.
Требования со ссылкой на статью 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), часть 3 статьи 3.1 Федерального закона Российской Федерации от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон), решение исполнительного комитета Новосибирского областного Совета народных депутатов от 11.06.1988 в„– 285 "Об организации государственного заказника местного значения "Краснообская роща" в Новосибирской области" мотивированы предоставлением вышеуказанного земельного участка с нарушением порядка и цели, предусмотренной для его использования, и прав заявителя.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: муниципальное казенное учреждение Новосибирского района Новосибирской области "Земельное бюро" (далее - МКУ "Земельное бюро") и муниципальное казенное учреждение социально - культурное объединение "Мичуринский" (далее - МКУ СКО "Мичуринский").
Решением от 18.03.2016 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 03.06.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе администрация Новосибирского района просит отменить вынесенные судебные акты, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления администрации МО "Мичуринский сельсовет".
В обоснование жалобы заинтересованное лицо указывает, что судами необоснованно не учтена правоприменительная практика, касающаяся предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на праве постоянного (бессрочного) пользования; заявление МКУ "Земельное бюро" соответствует статье 34 ЗК РФ; судами неправомерно приняты во внимание выводы, сделанные в судебных актах по делу в„– А45-5035/2013, при этом не учтены нормы, регулирующие вопросы земель, ограниченных в обороте, правовая позиция, изложенная в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2012 в„– 13763/11, а также отсутствие доказательств, подтверждающих отнесение спорного земельного участка к землям, ограниченным в обороте (зарезервированного); заявителем не доказано нарушение его прав; действия администрации МО "Мичуринский сельсовет" свидетельствуют об утрате им интереса в сохранении имеющейся естественной флоры и фауны на территории Мичуринского сельсовета; постановление администрации МО "Мичуринский сельсовет" от 22.06.2015 в„– 281 "О предоставлении земельных участков МКУ СКО "Мичуринский" принято с превышением полномочий.
В отзыве на кассационную жалобу администрация МО "Мичуринский сельсовет" просит оставить без изменения оспариваемые судебные ввиду несостоятельности содержащихся в жалобе аргументов.
В судебном заседании представитель администрации Новосибирского района поддержал позицию, изложенную в кассационной жалобе, а представитель администрации МО "Мичуринский сельсовет" и МКУ СКО "Мичуринский" возражал против удовлетворения жалобы.
Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, МКУ "Земельное бюро" 25.11.2014 обратилось в администрацию Новосибирского района с заявлением (входящий номер 10380) о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка с кадастровым номером 54:19:081301:1240, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, с местоположением: Новосибирская область, Новосибирский район, МО "Мичуринский сельсовет", в районе СНТ "Элитное", ориентировочной площадью 2 238 399 м2, для сельскохозяйственного использования в соответствии со статьей 20 ЗК РФ.
Администрация Новосибирского района направила письмо 25.11.2014 в„– 10380/01-12 в государственное бюджетное учреждение Новосибирской области "Редакция газеты "Приобская правда" о публикации объявления о том, что администрация Новосибирского района Новосибирской области в соответствии со статьей 20 ЗК РФ информирует население о возможном предоставлении МКУ "Земельное бюро" в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка с кадастровым номером 54:19:081301:1240, из категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, с местоположением: Новосибирская область, Новосибирский район, МО "Мичуринский сельсовет", в районе СНТ "Элитное", ориентировочной площадью 2 238 399 м2, для сельскохозяйственного использования.
Объявление опубликовано в спецвыпуске названной газеты в„– 119 (1143) 26.11.2014 одновременно с другими объявлениями аналогичного содержания о предоставлении в бессрочное пользование МКУ "Земельное бюро" земельных участков на территории Кудряшовского сельсовета, Толмачевского сельсовета, Ярковского сельсовета, Мичуринского сельсовета и других для сельскохозяйственного производства.
Затем письмом от 24.12.2014 в„– 10359/0112 администрация Новосибирского района сообщила МКУ "Земельное бюро" о том, что срок рассмотрения обращения всех заявлений, в том числе в„– 10380, продлен в связи с необходимостью получения и изучения дополнительной информации (документации).
Впоследствии администрацией Новосибирского района принято постановление от 22.01.2015 в„– 107-апа о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование МКУ "Земельное бюро" для сельскохозяйственного использования, в которое 20.05.2015 внесены изменения постановлением в„– 3464-па, касающиеся площади предоставленного земельного участка (1 980 000 м2).
Полагая, что ненормативные акты администрации Новосибирского района не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя, администрация МО "Мичуринский сельсовет" обратилась в суд с настоящим заявлением.
Посчитав заявленные требования законными и обоснованными, суды первой и апелляционной инстанций их удовлетворили.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц. Такое заявление может быть удовлетворено при одновременном наличии двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 2 статьи 201 АПК РФ, пункт 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 в„– 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
По смыслу статей 9, 65, 198, 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие). Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Поскольку заявку о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование испрашиваемого земельного участка МКУ "Земельное бюро" подало 25.11.2014, суды сочли применимыми к правоотношениям сторон нормы земельного законодательства, действующие на момент данного обращения.
В силу статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон в„– 171-ФЗ), содержащей переходные положения, земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в соответствии с ЗК РФ и иными федеральными законами в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Закона, в случае если принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, размещено или опубликовано извещение о проведении торгов, опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, опубликовано сообщение о наличии предлагаемых для передачи в аренду и находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений.
Предоставление земельных участков органом местного самоуправления муниципального района в рамках реализации переходных положений осуществляется в случаях, предусмотренных пунктом 16 статьи 34 Закона в„– 171-ФЗ, независимо от наличия утвержденных правил землепользования и застройки поселения, в границах которого расположен такой земельный участок.
В иных случаях предоставление земельных участков в рамках реализации переходных положений осуществляется органами местного самоуправления поселений (при наличии утвержденных правил землепользования и застройки).
Согласно абзацу 3 пункта 2 статьи 3.3. Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения.
Полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, прекращаются у органа местного самоуправления муниципального района и возникают у органа местного самоуправления поселения с даты утверждения правил землепользования и застройки поселения (пункт 3 статьи 3.3 Вводного закона).
Установив, что на территории МО "Мичуринский сельсовет" действуют Правила землепользования и застройки Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, утвержденные решением 32-ой внеочередной сессии Совета депутатов 4 созыва от 26.12.2012 в„– 1 (далее - Правила землепользования), которые опубликованы в средствах массовой информации, обнародованы на стенде в администрации МО "Мичуринский сельсовет", вступили в силу со дня его опубликования (обнародования), суды пришли к обоснованному выводу, что применительно к упомянутым нормам с даты утверждения Правил землепользования распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе земельным участком с кадастровым номером 54:19:081301:1240, с местоположением: Новосибирская область, Новосибирский район, МО "Мичуринский сельсовет", в районе СНТ "Элитное", осуществляет администрация МО "Мичуринский сельсовет".
Согласно пункту 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 ЗК РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Пунктом 6 статьи 27 ЗК РФ предусмотрено, что оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 в„– 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон в„– 101-ФЗ).
Пункт 6 настоящей статьи не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, сооружениями.
На основании пункта 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей лицами, указанными в данной статье. Перечень таких лиц является исчерпывающим.
Условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, иным коммерческим организациям, религиозным организациям, казачьим обществам, научным организациям, образовательным организациям, осуществляющим подготовку кадров в области сельского хозяйства, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации устанавливаются федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения (статья 82 ЗК РФ).
Оборот земель сельскохозяйственного назначения в силу пункта 1 статьи 1 Закон в„– 101-ФЗ основывается на принципах сохранения целевого использования земельных участков.
Суды установили, что, предоставляя спорный земельный участок МКУ "Земельное бюро", администрация Новосибирского района нарушила порядок предоставления в постоянное (бессрочное) пользование земель сельскохозяйственного назначения, так как не учла отсутствие в заявлении указанного лица правового обоснования испрашиваемого размера земельного участка и то обстоятельство, что МКУ "Земельное бюро" не является субъектом, которому в порядке статей 20, 28, 78, 79, 82 ЗК РФ может быть предоставлен земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения (сельскохозяйственное производство не является деятельностью МКУ "Земельное бюро"), а также формальный характер подачи заявления без намерения осуществления сельскохозяйственной деятельности на земельном участке с кадастровым номером 54:19:081301:1240.
Также суды признали предоставление МКУ "Земельное бюро" на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения не соответствующим пункту 5 статьи 10 Закона в„– 101-ФЗ, поскольку земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могли передаваться религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном статьей 34 ЗК РФ.
Остальным субъектам земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлялись в собственность или в аренду с правом выкупа на торгах (пункт 1 статьи 10 Закона в„– 101-ФЗ, статьи 38 ЗК РФ).
Следовательно, земельные участки сельскохозяйственного назначения предоставлялись для определенных целей соответствующей категории лиц, причем в аренду (в собственность), но не в постоянное (бессрочное) пользование.
Не предусматривает Закон в„– 101-ФЗ предоставление земель сельскохозяйственного назначения в бессрочное (постоянное) пользование и в действующей в период издания администрацией Новосибирского района оспариваемых ненормативных актов редакции (глава II), а также в неустановленных названным Законом целях и в неуказанной в нем категории лиц.
Принимая во внимание, что в силу положений земельного законодательства и законодательства, регулирующего оборот земель сельскохозяйственного назначения, полномочиями по распоряжению спорным земельным участком был наделен орган местного самоуправления поселения в лице администрации МО "Мичуринский сельсовет", учитывая отсутствие у администрации Новосибирского района правовых оснований для предоставления МКУ "Земельное бюро" в постоянное (бессрочное) использование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения; предоставление земельного участка с кадастровым номером 54:19:081301:1240 с нарушением установленной законом процедуры, что привело к невозможности администрации МО "Мичуринский сельсовет" реализовать полномочия распорядителя в отношении этого участка, суды на законных основаниях удовлетворили заявленные требования.
Доводы, приведенные заинтересованным лицом в кассационной жалобе, были предметом оценки судов и обоснованно отклонены.
Переоценка установленных судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений главы 35 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Что касается ссылки администрации Новосибирского района на принятие администрацией МО "Мичуринский сельсовет" постановления от 22.06.2015 в„– 281 с превышением полномочий, то она не принимается во внимание, так как названное постановление не является предметом рассмотрения настоящего дела.
Неправильного применения норм материального права и нарушений норм процессуального права, приведших к принятию неправильных судебных актов и влекущих их отмену (статья 288 АПК РФ), судами не допущено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 18.03.2016 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 03.06.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А45-18278/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
С.И.ШУЙСКАЯ

Судьи
Л.В.БУШМЕЛЕВА
В.В.ТИХОМИРОВ


------------------------------------------------------------------