Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.09.2016 N Ф04-3475/2016 по делу N А02-192/2016
Требование: Об обязании Министерства финансов субъекта РФ за счет казны последнего предоставить денежные средства путем перечисления в бюджет муниципального образования.
Обстоятельства: Решением суда с муниципалитета взысканы денежные средства в целях обеспечения инвалида жилым помещением. Муниципалитет посчитал, что расходы подлежат возмещению за счет средств бюджета субъекта РФ.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку затраты, связанные с обеспечением жильем инвалидов и их семей, вставших на учет после 01.01.2005, являются расходными обязательствами субъекта РФ, бездействие последнего повлекло за собой возникновение убытков муниципального образования на выполнение государственных функций по социальной защите инвалидов.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Алтай



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 сентября 2016 г. по делу в„– А02-192/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 сентября 2016 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Шуйской С.И.,
судей Бушмелевой Л.В.,
Сириной В.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Республики Алтай на решение от 13.04.2016 Арбитражного суда Республики Алтай (судья Кириченко Е.Ф.) и постановление от 22.06.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Сухотина В.М., Кайгородова М.Ю., Ярцев Д.Г.) по делу в„– А02-192/2016 по иску администрации муниципального образования "Майминский район" (ОГРН 1030400667769, ИНН 0408008253, ул. Ленина, 22, с. Майма, Майминский район, Республика Алтай) к Республике Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай (ОГРН 1020400753438, ИНН 0411005460, ул. Чаптынова, 24, г. Горно-Алтайск) о взыскании убытков.
Другие лица, участвующие в деле: Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, управление Федерального казначейства по Республике Алтай.
Суд

установил:

администрация муниципального образования "Майминский район" (далее -администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Алтай с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), об обязании Министерства финансов Республики Алтай (далее - Минфин Республики Алтай) за счет казны Республики Алтай предоставить денежные средства в размере 1 421 490 руб. путем перечисления в бюджет муниципального образования "Майминский район".
Исковые требования со ссылкой на статьи 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) статьи 20, 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), статью 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьи 17, 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 в„– 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 181-ФЗ), статью 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон в„– 184-ФЗ) мотивированы причинением истцу убытков в связи с несением расходов в целях обеспечения инвалида жилым помещением при отсутствии соответствующей компенсации со стороны ответчика.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) и управление Федерального казначейства по Республике Алтай (далее - УФК).
Решением от 13.04.2016 Арбитражного суда Республики Алтай, оставленным без изменения постановлением от 22.06.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Минфин Республики Алтай просит отменить вынесенные судебные акты, принять по делу новый судебный акт об отказе в иске к казне Республики Алтай, требования удовлетворить за счет казны Российской Федерации.
Податель жалобы считает, что право граждан на получение бесплатного жилья, установленное федеральным законом, должно обеспечиваться за счет казны Российской Федерации.
Суды, полагает заявитель, не приняли во внимание положения статей 84, 85 БК РФ, пункта 19 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 в„– 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", а также определение Верховного суда Российской федерации от 24.02.2015 в„– 303-ЭС15-1145.
Ссылается на то, что доказательств передачи истцу материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления государственных полномочий по обеспечению инвалидов жилыми помещениями, Российской Федерации в лице Минфина России (УФК) не представлено.
Указывает, что судами не учтено, что закон, принятый в целях осуществления полномочий по предметам совместного ведения, указанного в пункте 2 статьи 26.3 Закона в„– 184-ФЗ, Республикой Алтай не принимался.
По мнению ответчика, судами не исследовался вопрос о наличии у администрации денежных средств на обеспечение расходных обязательств.
Отзывы на кассационную жалобу истец и третьи лица в установленном законом порядке не представили.
Администрация, Минфин Республики Алтай, Минфин России, УФК о времени и месте слушания дела извещены, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением от 19.03.2015 Майминского районного суда Республики Алтай по делу в„– 2-406/2015 на администрацию возложена обязанность предоставить Казанцевой Анне Юрьевне, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери Казанцевой Татьяны Александровны, на состав семьи из двух человек, вне очереди, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, соответствующее санитарным нормам и техническим требованиям, в черте населенного пункта села Майма Майминского района Республики Алтай, по норме предоставления общей жилой площади не менее 42 м2, с учетом права Казанцевой Татьяны Александровны на дополнительную жилую площадь.
Апелляционным определением от 17.06.2015 судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай данное решение оставила в силе.
Определением от 12.02.2016 Майминского районного суда Республики Алтай был изменен способ исполнения решения Майминского районного суда Республики Алтай, вследствие чего с администрации в пользу Казанцевой А.Ю., Казанцевой Т.А. взысканы денежные средства в размере 1 421 490 руб. для приобретения благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 42 м2, путем перечисления этих денежных средств на счет Казанцевой А.Ю. в течение месяца со дня вступления определения в силу.
Платежным поручением в„– 839294 от 24.03.2016В администрация перечислила на счет Казанцевой А.Ю. в сумме 1 421 490 руб.
Полагая, что расходы, связанные с приобретением для Казанцевой А.Ю. квартиры, подлежат возмещению за счет средств бюджета Республики Алтай, администрация предъявила в суд настоящий иск (с учетом уточнений).
Удовлетворяя заявленные требования за счет казны Республики Алтай, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что затраты, связанные с обеспечением жильем инвалидов и их семей, вставших на учет после 01.01.2005, являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации - Республики Алтай.
Выводы судов отвечают установленным по делу фактическим обстоятельствам и применимому к спорным правоотношениям законодательству.
Часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации в соответствии с целями государства, определенными в статье 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Закона в„– 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление названных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно преамбуле Закона в„– 181-ФЗ установленные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По правилам статьи 17 Закона в„– 181-ФЗ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 17.12.2009 в„– 1563-О-О, в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в пределах своих полномочий, самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Статьями 14, 50 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 131-ФЗ), а также положениями статьями 14, 19 ЖК РФ предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 БК РФ, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Закона в„– 131-ФЗ).
Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что часть 3 статьи 17 Закона в„– 181-ФЗ, являясь по своему характеру отсылочной нормой, применяется в системной взаимосвязи с положениями жилищного законодательства.
В силу части 3 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 ЖК РФ).
Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ), устанавливает только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Следовательно, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, применительно к вышеперечисленным нормам подлежит финансированию, как верно отмечено судами первой и апелляционной инстанций, за счет субъектов Российской Федерации. Отнесение этих расходов к расходным обязательствам Российской Федерации будет противоречить статье 84 БК РФ, в которой приведен перечень оснований возникновения расходных обязательств Российской Федерации.
Указанный вывод судов согласуется с правовой позицией, сформулированной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 30.09.2015 в„– 309-ЭС15-5872, от 11.12.2015 в„– 309-ЭС15-9501, от 29.01.2016 в„– 303-ЭС15-12441, от 02.03.2016 в„– 309-ЭС15-14045, а также Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации в„– 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016 (пункт 12).
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для наступления ответственности, установленной нормами упомянутой статьи, необходимо наличие совокупности следующих условий: факт нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей, (совершения незаконных действий или бездействия), наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у заявителя убытками, а также наличие собственно убытков.
Отсутствие хотя бы одного из условий ответственности не влечет удовлетворение иска.
Согласно статье 1069 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Поскольку законами о бюджете Республики Алтай за период с 2005 по 2015 годы не были предусмотрены расходы на субсидирование муниципальных образований для выполнения функции по предоставлению жилых помещений семьям, имеющим детей-инвалидов и поставленным на учет нуждающихся после 01.01.2005, а также размер субсидирования на эти цели, то правомерен вывод судов, что бездействие Республики Алтай в лице Минфина Республики Алтай повлекло за собой возникновение убытков муниципального образования на выполнение государственных функций по социальной защите инвалидов.
Расчет убытков, произведенный истцом исходя из норматива стоимости 1 м2 общей площади жилого помещения по Российской Федерации на второй квартал 2015 года, утвержденный приказом Минстроя Российской Федерации от 23.06.2015 в„– 446/пр для Республики Алтай в размере 33 845 руб., суды признали правильным и с учетом изложенного обоснованно удовлетворили заявленные требования за счет казны Республики Алтай в лице Минфина Республики Алтай.
Доводы заявителя, содержащиеся в кассационной жалобе, направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и исследованных доказательств по делу, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ).
Принимая во внимание, что нормы материального права при разрешении спора применены правильно и не допущено нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены судебных актов в любом случае, обжалуемые судебные акты законны и отмене не подлежат.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 13.04.2016 Арбитражного суда Республики Алтай и постановление от 22.06.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А02-192/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
С.И.ШУЙСКАЯ

Судьи
Л.В.БУШМЕЛЕВА
В.В.СИРИНА


------------------------------------------------------------------