Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14.09.2016 N Ф04-3489/2016 по делу N А03-22577/2015
Требование: О признании незаконными решения в части и предписания антимонопольного органа.
Обстоятельства: Действия муниципалитета по исключению нестационарных торговых объектов общества из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города и включению в указанную Схему в местах, занятых этими объектами, киосков сети, занимающейся реализацией печатной продукции, признаны противоречащими ФЗ "О защите конкуренции" и ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности...", предписано прекратить нарушения.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку закон запрещает органам местного самоуправления необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Алтайского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 сентября 2016 г. по делу в„– А03-22577/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 14 сентября 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Григорьева Д.В.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Барнаула на решение от 30.03.2016 Арбитражного суда Алтайского края (судья Мищенко А.А.) и постановление от 09.06.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Ходырева Л.Е., Кривошеина С.В., Хайкина С.Н.) по делу в„– А03-22577/2015 по заявлению администрации города Барнаула (656043, г. Барнаул, ул. Гоголя, 48, ИНН 2225066269, ОГРН 1042202280251) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (656059, г. Барнаул, ул. Пролетарская, 65, ИНН 2221022528, ОГРН 1022201518547) о признании незаконными решения и предписания.
Другие лица, участвующие в деле: администрация Центрального района города Барнаула, Управление Алтайского края по культуре и архивному делу, общество с ограниченной ответственностью "ПрессаИнфо".
Суд

установил:

Администрация города Барнаула обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением, уточненным в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (далее - управление, антимонопольный орган) о признании незаконным пункта 3 решения управления от 08.10.2015 в„– 66-ФАС22-ОВ/07-15 и предписания от 08.10.2015 в„– 66-ФАС22-ОВ/07-15/2.
Решением от 30.03.2016 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 09.06.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда, требования администрации города Барнаула оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе администрация города Барнаула, ссылаясь на необоснованность обжалуемых судебных актов, просит их отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
По мнению администрации города Барнаула, у ООО "Пресса Инфо" отсутствовали правовые основания для использования земельного участка для размещения нестационарного торгового объекта по адресу: проспект Ленина, 24, в связи с этим данный объект правомерно не был включен в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Барнаула, утвержденную постановлением администрации города Барнаула от 29.04.2014 в„– 855; антимонопольный орган в пределах своей компетенции не вправе разрешать спорные правоотношения, которые возникли по вопросу пролонгации договоров аренды земельных участков и имеют гражданско-правовой характер.
В отзыве на кассационную жалобу управление, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые администрацией судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Барнаула, утвержденную постановлением администрации города Барнаула от 30.04.2013 в„– 1581, были включены нестационарные торговые объекты, расположенные по адресам: проспект Ленина, 40, площадью 5,76 кв. м и проспект Ленина, 24, площадью 5,76 кв. м, и установлен срок их размещения до 30.04.2014.
Между администрацией Центрального района г. Барнаула и ООО "ПрессаИнфо" 09.07.2013 заключены договоры аренды указанных земельных участков сроком действия до 31.03.2014 (договор в„– 69-ц на участок по проспекту Ленина, 24, площадью 5,76 кв. м, договор в„– 70-ц на участок по проспекту Ленина, 40, площадью 5,76 кв. м).
До истечения срока действия этих договоров ООО "ПрессаИнфо" обратилось в администрацию Центрального района г. Барнаула с заявлением от 12.03.2014 исх. в„– 9 о заключении договоров аренды земельных участков на новый срок, на которое не получило ответа, и повторно обратилось с заявлением от 18.06.2014 исх. в„– 24 о заключении договоров на новый срок.
Пунктом 2 Дополнительного соглашения от 03.09.2014 к договору аренды от 09.03.2013 в„– 70-ц, заключенного между администрацией Центрального района города Барнаула и ООО "ПрессаИнфо", срок действия данного договора продлен до 31.03.2015. В отношении земельного участка, расположенного по проспекту Ленина, 24, администрация Центрального района г. Барнаула ответ обществу не дала.
В последующем администрация Центрального района города Барнаула 28.08.2014 направила в администрацию города Барнаула предложения, согласно которым из Схемы размещения нестационарных торговых объектов исключены объекты, принадлежащие ООО "ПрессаИнфо" и расположенные по адресам: проспект Ленина, 40 и 24, и на их места включены объекты, принадлежащие "Роспечать - Алтай".
В связи с этим администрация Центрального района города Барнаула направила ООО "ПрессаИнфо" предписание от 25.09.2014 в„– к-1454 о демонтаже нестационарного торгового объекта, находящегося по адресу: проспект Ленина, 24. Отказ в продлении договора аренда земельного участка по указанному адресу мотивирован тем, что расположенное там здание является памятником архитектуры, обзору которого препятствует временное сооружение.
ООО "ПрессаИнфо" направило администрации Центрального района города Барнаула уведомление от 22.10.2014 исх. в„– 36 о готовности в добровольном порядке демонтировать нестационарный торговый объект, находящийся по адресу: проспект Ленина, 24, с предложением рассмотреть вопрос о возможности переноса торгового киоска в иное доступное и удобное для граждан место с целью сохранения розничной сети печатной продукции. Указанное письмо администрацией Центрального района города Барнаула оставлено без ответа.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "ПрессаИнфо" с заявлением в антимонопольный орган.
По результатам рассмотрения этого заявления управлением принято решение от 08.10.2015 в„– 66-ФАС22-ОВ/07-15, пунктом 3 которого антимонопольный орган признал действия администрации города Барнаула, выразившиеся в исключении нестационарных торговых объектов ООО "ПрессаИнфо", расположенных по проспекту Ленина, 40 и 24, из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Барнаула, утвержденной постановлением администрации города Барнаула от 28.04.2014 в„– 855 (в редакции от 31.12.2014 в„– 2763, далее - Схема размещения нестационарных торговых объектов), противоречащими пункту 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон в„– 135-ФЗ) и абзацу 1 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 в„– 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 381-ФЗ).
Предписанием от 08.10.2015 в„– 66-ФАС22-ОВ/07-15/2 управление возложило на администрацию города Барнаула обязанности прекратить указанные нарушения и в срок до 07.12.2015 рассмотреть вопрос о включении в Схему размещения нестационарных торговых объектов мест размещения объектов, расположенных по адресам: проспект Ленина, 40 и 24, с учетом норм действующего законодательства и решения комиссии антимонопольного органа по делу в„– 66-ФАС22-ОВ/07-15.
Не согласившись с указанными ненормативными правовыми актами антимонопольного органа, администрация города Барнаула обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных администрацией города Барнаула требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что согласно части 1 статьи 15 Закона в„– 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Из содержания статьи 15 Закона в„– 381-ФЗ следует, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 1 статьи 10 Закона в„– 381-ФЗ предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Согласно части 6 статьи 10 Закона в„– 381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Исключение из схемы размещения каких-либо нестационарных торговых объектов, их адресов является правом органа местного самоуправления в рамках полномочий, предоставленных ему законодательством с учетом необходимости обеспечения соблюдения и поддержания санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования.
Исследовав представленные сторонами доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что действия администрации города Барнаула по исключению из Схемы размещения нестационарных торговых объектов ООО "ПрессаИнфо" и включению в указанную схему в местах, занятыми этими объектами, киосков сети "Роспечать - Алтай", также занимающегося реализацией печатной продукции, являются нарушением части 6 статьи 10 Закона в„– 381-ФЗ, пункта 2 части 1 статьи 15 Закона в„– 135-ФЗ.
Доводам администрации города Барнаула о том, что у ООО "Пресса Инфо" отсутствовали правовые основания для использования земельного участка для размещения нестационарного торгового объекта по адресу проспект Ленина, 24, а также о превышении антимонопольным органом своей компетенции, дана надлежащая правовая оценка при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы сводятся к изложению обстоятельств дела, которые были полно и всесторонне исследованы при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку выводов двух судебных инстанций, что не может служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 30.03.2016 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 09.06.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А03-22577/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
В.И.ИЛЬИН

Судьи
Д.В.ГРИГОРЬЕВ
О.Ю.ЧЕРНОУСОВА


------------------------------------------------------------------