По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.08.2016 N Ф04-3332/2016 по делу N А75-8102/2015
Требование: О взыскании убытков в виде расходов на обеспечение инвалида жилым помещением.
Обстоятельства: Приобретенное за счет средств муниципалитета помещение, предоставленное по договору социального найма инвалиду, передано в собственность сельского поселения. Ввиду постановки гражданина на учет до 01.01.2005, заявитель указал на обязанность исполнительного органа государственной власти субъекта РФ предоставить субсидию за счет субвенций из федерального бюджета отдельным категориям граждан для приобретения жилья в собственность.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку отсутствовало заявление о предоставлении субсидии, в список получателей субсидии на планируемый год гражданин включен не был.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 августа 2016 г. по делу в„– А75-8102/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 августа 2016 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Шуйской С.И.,
судей Сириной В.В.,
Тамашакина С.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу департамента имущественных и земельных отношений администрации Сургутского района (истца) на решение от 16.02.2016 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Зубакина О.В.) и постановление от 31.05.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кудрина Е.Н., Рожков Д.Г., Солодкевич Ю.М.) по делу в„– А75-8102/2015 по исковому заявлению департамента имущественных и земельных отношений администрации Сургутского района (628408, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Энгельса, д. 10, ОГРН 1048603851559, ИНН 8617019983) к департаменту строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (628011, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, д. 18, ОГРН 1028600512654, ИНН 8601018399) о взыскании убытков.
Другие лица, участвующие в деле: департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Министерство финансов Российской Федерации в лице управления Федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре.
Суд
установил:
департамент имущественных и земельных отношений администрации Сургутского района (далее - департамент имущественных и земельных отношений) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России), представляемого управлением Федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - УФК) о взыскании 1 201 014 руб. убытков.
Исковые требования со ссылкой на статьи 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статью 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьи 17, 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 в„– 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 181-ФЗ) мотивированы причинением истцу убытков в связи с несением расходов в целях обеспечения инвалида жилым помещением при отсутствии соответствующей компенсации со стороны ответчика.
Определением от 05.10.2015 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по ходатайству истца Минфин России заменен департаментом строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - департамент строительства).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - департамент финансов), Минфин России, представляемый УФК.
Решением от 16.02.2016 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 31.05.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе департамент имущественных и земельных отношений просит отменить вынесенные судебные акты, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
Ссылаясь на пункт 5 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ, пункт 6 части 1 статьи 14, часть 4 статьи 15, часть 3 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 131-ФЗ), преамбулу, абзац 2 статьи 17, статью 28.2 Закона в„– 181-ФЗ, Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.09.2014 в„– 78-оз "Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", решение Думы Сургутского района от 25.11.2014 в„– 614-нпа "О принятии и передаче части полномочий", заявитель считает неправомерным отказ в возмещении убытков, причиненных муниципальному образованию Сургутский район вследствие выполнения администрацией Сургутского района полномочий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в части обеспечения инвалидов, вставших на учет до 01.01.2015, жилыми помещениями.
Отзывы на кассационную жалобу ответчик третьи лица в установленном законом порядке не представили.
Департамент имущественных и земельных отношений, департамент строительства, департамент финансов, Минфин России, представляемый УФК, о времени и месте слушания дела извещены, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, муниципальному образованию Сургутский район на праве собственности принадлежало жилое помещение общей площадью 41,4 м2, расположенное по адресу: Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Сургутский район, сельское поселение Солнечный, п. Солнечный, ул. Космонавтов, д. 33, кв. 9 (свидетельство о государственной регистрации права от 04.10.2013 серии 86-АБ в„– 682942).
На основании постановления администрации Сургутского района от 28.10.2013 в„– 4723 квартира в„– 9 в доме в„– 33 по ул. Космонавтов в п. Солнечный по договору социального найма от 28.10.2013 в„– 55 была предоставлена Гевондяну Г.С., являющемуся согласно заключению врачебно-консультационной комиссии от 22.04.1998 в„– 0850 инвалидом II группы и включенному в первоочередной и общий списки по улучшению жилищных условий с даты подачи заявления (27.04.2001).
Решением жилищной комиссии при администрации сельского поселения Солнечный от 11.12.2013 в„– 11 Гевондян Г.С. исключен из первоочередного, внеочередного и общего списков очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с обеспечением жильем.
Распоряжением департамента по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.04.2014 в„– 13-Р-638 "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Сургутского района" данное жилое помещение передано из собственности муниципального образования Сургутский район в собственность сельского поселения Солнечный.
Поскольку спорное жилое помещение было приобретено за счет средств муниципального образования Сургутский район и его стоимость на момент предоставления Гевондяну Г.С. составляла 1 201 014 руб., тогда как расходы, связанные с приобретением инвалиду квартиры, поставленному на учет до 01.01.2005, подлежат возмещению за счет средств бюджета Российской Федерации, а департамент строительства является уполномоченным исполнительным органом государственной власти по предоставлению субсидий за счет субвенций из федерального бюджета отдельным категориям граждан на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для приобретения жилых помещений в собственность, истец обратился в суд с настоящим иском (с учетом уточнений).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из недоказанности истцом совокупности условий, необходимых для взыскания убытков.
Выводы судов отвечают установленным по делу фактическим обстоятельствам и применимому к спорным правоотношениям законодательству.
В силу статьи 17 Закона в„– 181-ФЗ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 1). Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Закона (часть 2).
Пунктом 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ определено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения предоставляются по договорам социального найма вне очереди.
На основании части 1 статьи 28.2 Закона в„– 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (часть 2 статьи 28.2 Закона в„– 181-ФЗ).
Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 в„– 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон о ветеранах) и Законом в„– 181-ФЗ граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, а также вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 в„– 614 (далее - Правила в„– 614).
Согласно пункту 3 Правил в„– 614 субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (за исключением сроков подачи заявки в отношении граждан, указанных в абзаце втором настоящего пункта).
В силу части 1 статьи 19 Закона в„– 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами, отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации (части 2, 3 статьи 19 Закона в„– 131-ФЗ).
Частью 5 статьи 19 Закона в„– 131-ФЗ предусмотрено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется исключительно за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов, при этом органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 28.2 Закона в„– 181-ФЗ объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Статьей 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31.03.2009 в„– 36-оз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями для обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, определенных федеральным законодательством" (далее - Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в„– 36-оз) органы местного самоуправления наделены, среди прочего, такими государственными полномочиями как предоставление субсидий за счет субвенций из федерального бюджета категориям граждан, установленных статьей 17 Закона в„– 181-ФЗ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005 на территории автономного округа, в частности семьям, имеющим детей-инвалидов.
К органам местного самоуправления, наделяемым отдельными государственными полномочиями, отнесен и истец (статья 3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в„– 36-оз).
Для осуществления предусмотренных Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в„– 36-оз отдельных государственных полномочий бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета автономного округа передаются денежные средства в виде субвенций в объеме, установленном законом о бюджете автономного округа на очередной финансовый год.
Расходы на предоставление субсидий для обеспечения жилыми помещениями категорий граждан, перечисленных в пункте 2 статьи 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в„– 36-оз, осуществляются за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджету автономного округа.
В преамбуле постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10.10.2006 в„– 237-п "Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления субсидий за счет субвенций из федерального бюджета отдельным категориям граждан на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для приобретения жилых помещений в собственность" (далее - Положение в„– 237-п) содержится указание на то, что настоящее Положение определяет порядок и условия предоставления субсидий за счет субвенций из федерального бюджета на приобретение жилых помещений в собственность на территории автономного округа категориям граждан, установленным статьями 14, 16, 21 Закона о ветеранах (за исключением инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны), а также статьей 17 Закона в„– 181-ФЗ, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 01.01.2005 на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Согласно пункту 3.1 Положения в„– 237-п в целях распределения средств федерального бюджета, предоставленных в виде субвенций в бюджет автономного округа для реализации полномочий, переданных Российской Федерацией автономному округу, по обеспечению жильем граждан (далее - средства федерального бюджета), на соответствующий год, уполномоченными органами местного самоуправления формируются перечни граждан, изъявивших желание получить субсидию в планируемом году (далее - перечень).
Для включения в перечень граждане, состоящие в едином списке, представляют в период с 1 января по 31 декабря года, предшествующего получению субсидии, в уполномоченные органы местного самоуправления заявления установленной формы о предоставлении субсидии согласно приложению 1 к настоящему Положению (пункт 3.2).
В силу пунктов 2.2 - 2.5 Положения в„– 237-п списки утверждаются главой муниципального образования и в срок до 15 января текущего года направляются в департамент строительства.
Департамент строительства в пределах своей компетенции обеспечивает сверку сведений, содержащихся в списках, с федеральным реестром ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
На основании представленных списков департамент строительства в срок до 20 февраля текущего года формирует единый по автономному округу список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, согласно очередности в разрезе муниципальных образований. Единый список утверждается директором департамента строительства.
В течение пяти дней с даты утверждения единого списка департамент строительства направляет его уполномоченным органам местного самоуправления в целях информирования граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, об очередности на получение субсидии.
После получения средств федерального бюджета департамент строительства на основании утвержденного сводного списка в течение пятнадцати дней формирует и утверждает сводный список граждан - получателей субсидии в планируемом году (далее - список получателей субсидии).
Распределение средств федерального бюджета департамент строительства осуществляет между муниципальными образованиями автономного округа, пропорционально количеству граждан, состоящих в списке получателей субсидии, с учетом даты их постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 3.6 Положения в„– 237-п).
Руководствуясь вышеназванными нормами, суды пришли к выводу, что поскольку Гевондян Г.С. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилой площади до 01.01.2005, то в рассматриваемом случае подлежит применению установленный статьей 28.2 Закона в„– 181-ФЗ порядок обеспечения жилыми помещениями, согласно которому полномочия по реализации мер социальной поддержки инвалидов, включая обеспечение жилыми помещениями нуждающихся, вставших на учет до 01.01.2005, переданы Российской Федерацией субъектам Российской Федерации, в том числе Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре.
При этом предоставление жилья на основании договоров социального найма расценили как альтернативу предоставления субсидии на приобретение жилья, исходя из того, что договор социального найма носит бессрочный характер, и права нанимателей обременяют право собственности муниципального образования на жилые помещения, устраняя, по общему правилу, собственника от реализации правомочий распоряжения ими.
Учитывая, что предоставление субсидии нуждающимся на улучшение жилищных условий гражданам производится органом местного самоуправления в порядке делегирования ему государственных полномочий субъектом Российской Федерации путем финансирования через систему межбюджетных трансфертов, суды сочли, что доведение субвенции до конечного получателя подчинено процедуре согласования сформированного главой муниципального образования перечня управомоченных на получение льготы граждан с департаментом строительства, соответствующий перечень которых оформляется при наличии заявления лица, претендующего на субсидию в следующем году.
Проанализировав материалы дела, суды установили, что Гевондяном Г.С. в адрес главы администрации Сургутского района заявление установленной формы о предоставлении субсидии в соответствии с пунктом 3.2 Положения в„– 237-п в период 2014-2015 годов не подавалось, в список получателей субсидии на планируемый год он не был включен, следовательно, данное лицо не вправе было притязать на получение субсидии, и истцу правомерно, как правильно указано судами, не предоставлялась субвенция для целей реализации делегированных ему автономным округом государственных полномочий в соответствующей части.
Данные обстоятельства послужили основанием для обоснованного вывода судов о недоказанности истцом причинения убытков муниципальному образованию Сургутский район неисполнением Российской Федерацией расходных обязательств по предоставлению субвенций и, соответственно, нераспределением этих субвенций департаментом строительства (статьи 15, 16, 1069 ГК РФ).
С учетом изложенного в удовлетворении заявленных требований отказано на законных основаниях.
Таким образом, доводы заявителя, содержащиеся в кассационной жалобе, направлены на переоценку установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств и исследованных доказательств по делу, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ).
Так как нормы материального права при разрешении спора применены правильно и не допущено нарушений норм процессуального права, в том числе закрепленных в части 4 статьи 288 АПК РФ, то оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 16.02.2016 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 31.05.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А75-8102/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
С.И.ШУЙСКАЯ
Судьи
В.В.СИРИНА
С.Н.ТАМАШАКИН
------------------------------------------------------------------