По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.04.2016 N Ф04-1093/2016 по делу N А45-18632/2015
Требование: О признании недействительным предписания уполномоченного органа в сфере надзора за обеспечением транспортной безопасности.
Обстоятельства: Предписание содержит указание на необходимость устранения предприятием нарушения п. 5.7 Требований по обеспечению транспортной безопасности..., утвержденных Приказом Министерства транспорта РФ от 08.02.2011 N 40, выразившегося в непроведении оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и утверждении ее результатов в установленном порядке.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку в силу ФЗ "О транспортной безопасности" на предприятие возложена обязанность по обеспечению транспортной безопасности принадлежащих ему объектов транспортной инфраструктуры.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Новосибирской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 апреля 2016 г. по делу в„– А45-18632/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 апреля 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабановой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" на решение от 02.11.2015 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Попова И.В.) и постановление от 20.01.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Сбитнев А.Ю., Колупаева Л.А., Скачкова О.А.) по делу в„– А45-18632/2015 по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" в лице филиала Аэронавигация Центральной Сибири (125167, город Москва, проспект Ленинградский, дом 37, корпус 7, ИНН 7734135124, ОГРН 1027739057500) к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (630091, Новосибирская область, город Новосибирск, проспект Красный, 44, ИНН 5406553541, ОГРН 1095406039860) о признании недействительным предписания.
В судебном заседании принял участие представитель Федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" Куракин Л.Л. (доверенность от 08.10.2015).
Суд
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" (далее - предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - административный орган, управление) о признании недействительным предписания от 26.05.2015 серии ЗС в„– 2015.03-10.23-ТБ.
Решением от 02.11.2015 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 20.01.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного предприятием требования отказано.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального права, просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение об удовлетворении заявленного им требования.
Заявитель полагает, что им были приняты все необходимые меры по выполнению требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, в том числе заключен договор от 20.06.2014 в„– 087/14-НТЦ-АЦС484/2014 на оказание услуг по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) и по разработке планов обеспечения транспортной безопасности со специализированной организацией - обществом с ограниченной ответственностью "НТЦ ЕВРААС".
В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит оставить обжалуемые заявителем судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 06.05.2015 в„– 244-р управлением в период с 18.05.2015 по 22.05.2015 проведена плановая выездная проверка соблюдения предприятием требований законодательства в сфере транспортной безопасности в процессе осуществления своей деятельности по адресу: Красноярский край, город Норильск, аэропорт Норильск (Алыкель),
В ходе проверки административным органом выявлены нарушения Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 в„– 40 (далее - Требования).
По факту выявленных нарушений составлен акт проверки от 26.05.2015 в„– 2015-244 и выдано предписание от 26.05.2015 серия ЗС в„– 2015.03.-10.23-ТБ, из которого следует, что предприятием в нарушение пункта 5.7 Требований не обеспечено проведение оценки уязвимости ОТИ и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ в Реестр категорированных ОТИ и о присвоенной категории ОТИ (уведомление получено 20.05.2014). Срок исполнения данного предписания до 26.05.2016.
Не согласившись с указанным предписанием, предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требования заявителя, суды исходили из того, что в силу Федерального закона от 09.02.2007 в„– 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закона в„– 16-ФЗ) на предприятие возложена обязанность по обеспечению транспортной безопасности принадлежащих ему объектов транспортной инфраструктуры.
Оставляя без изменения обжалуемые предприятием судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
В силу части 1 статьи 4 Закона в„– 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (пункт 9 статьи 1 Закона в„– 16-ФЗ).
Из материалов дела следует, что заявитель осуществляет эксплуатацию ОТИ диспетчерский пункт "Вышка" аэропорта Норильск.
Пунктом 5.7 Требований установлено, что субъект транспортной инфраструктуры обязан: обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и/или ТС и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев с даты получения уведомления о включении ОТИ и/или ТС в Реестр категорированных ОТИ и ТС и о присвоении категории ОТИ и/или ТС, а также в целях осуществления категорирования ОТИ и/или ТС обратиться в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности и представить в его адрес запрашиваемую достоверную информацию.
Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора (часть 2 Закона в„– 16-ФЗ).
Пунктом 5 Порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12.04.2010 в„– 87 (далее - Порядок), установлено, что срок проведения оценки уязвимости не должен превышать одного месяца.
Результаты проведенной оценки уязвимости оформляются соответствующими организациями в виде текстового документа с графическими план - схемами в трех экземплярах (первый и второй экземпляр на бумажном носителе, третий - на магнитном) и направляется в компетентный орган для рассмотрения и принятия решения об утверждении либо об отказе в утверждении (пункт 6 Порядка).
Решение об утверждении результатов проведенной оценки уязвимости либо об отказе в их утверждении принимается компетентным органом в срок, не превышающий 30 дней (пункт 8 Порядка).
В соответствии с пунктом 5.14.2 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 в„– 396, Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) утверждает результаты оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в установленной сфере деятельности, проведенной специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности.
С учетом изложенного на предприятие возложена обязанность по обеспечению проведения оценки уязвимости ОТИ специализированной организацией и утверждение ее результатов уполномоченным органом в установленном порядке в трех месячный срок, с даты получения уведомления о включении ОТИ и/или ТС в Реестр категорированных ОТИ.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды установили, что уведомление о включении в Реестр категорированных ОТИ объекта - "Вышка" аэропорта Норильск получено заявителем 20.05.2014; договор со специализированной организацией на оказание услуг по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и по разработке планов обеспечения транспортной безопасности заключен 20.06.2014; при этом срок исполнения по данному договору установлен 25.12.2014 (за пределами трех месячного срока); на момент проведения проверки результаты оценки уязвимости ОТИ не были утверждены уполномоченным органом.
Поскольку на момент проверки положение пункта 5.7 Требований было не выполнено (в том числе, по объективным причинам, не зависящим от воли предприятия; длительности проведения оценки специализированной организацией) у управления имелись основания для констатации нарушения данной нормы и выдачи заявителю оспариваемого предписания, как субъекту обязанному исполнять Требования.
При этом доводы предприятия о принятии им всех мер по исполнению обязанности, предусмотренной пунктом 5.7 Требований, обоснованно не приняты во внимание судами первой и апелляционной инстанций, поскольку не опровергают факт неисполнения указанного пункта в установленный срок. Кроме того, данные доводы могут быть учтены и оценены при решении вопроса о том, приняты ли были заявителем все надлежащие и достаточные меры для выполнения пункта 5.7 Требований и выданного административным органом предписания, что не является предметом настоящего спора.
С учетом изложенного вывод судов двух инстанций о признании соответствующим действующему законодательству оспариваемого предписания является правомерным.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, о неисполнимости оспариваемого предписания ввиду отсутствия в нем способа устранения нарушения подлежат отклонению.
Оспариваемое предписание содержит указание на необходимость устранения нарушения пункта 5.7 Требований, выразившиеся в не проведении оценки уязвимости ОТИ и утверждении ее результатов в установленном порядке в трех месячный срок.
Управление не имеет права указывать конкретный способ устранения нарушения, поскольку субъект предпринимательской деятельности самостоятельно избирает приемлемый для него механизм исполнения предписания.
В целом доводы кассационной жалобы свидетельствуют о несогласии предприятия с выводами судов первой и апелляционной инстанций, которые сделаны на основе надлежащей оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, не опровергают выводы судов и не подтверждают нарушение или неправильное применение судами норм материального и процессуального права.
Оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 02.11.2015 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 20.01.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А45-18632/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
В.И.ИЛЬИН
Судьи
О.Ю.ЧЕРНОУСОВА
Г.А.ШАБАНОВА
------------------------------------------------------------------