Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14.04.2016 N Ф04-677/2016 по делу N А46-8971/2015
Требование: О взыскании компенсации расходов, понесенных в связи с реализацией ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Обстоятельства: Во исполнение заключенных договоров, а также в рамках реализации вышеуказанного Закона учреждение здравоохранения направляло в Военный комиссариат специалистов и медицинский персонал для работы в призывной комиссии, последний не возместил расходы по компенсации учреждению затрат, связанных с медицинским освидетельствованием.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт несения учреждением затрат на выплату заработной платы своим работникам подтвержден, доказательств их возмещения не представлено.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Омской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 апреля 2016 г. по делу в„– А46-8971/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 14 апреля 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Лукьяненко М.Ф.,
судей Аникиной Н.А.,
Клат Е.В.,
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Омской области" на решение от 02.11.2015 Арбитражного суда Омской области (судья Лебедева Н.А.) и постановление от 24.12.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи: Солодкевич Ю.М., Кудрина Е.Н., Рожков Д.Г.) по делу в„– А46-8971/2015 по иску бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Городская поликлиника в„– 6" (644081, Омская обл., г. Омск, ул. Фугенфирова, 10, ИНН 5507035730, ОГРН 1025501387394) к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Омской области" (644099, Омская обл., г. Омск, ул. Партизанская, 14, ИНН 5503019462, ОГРН 1025500745270) о взыскании 497 183 руб. 82 коп.
Суд

установил:

бюджетное учреждение здравоохранения Омской области "Городская поликлиника в„– 6" (далее - БУЗОО "ГП в„– 6", больница, истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Омской области" (далее - Военный комиссариат, ответчик) о взыскании 497 183 руб. 82 коп. компенсации расходов, понесенных в связи с реализацией Федерального закона от 28.03.1998 в„– 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
Решением от 02.11.2015 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 24.12.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования БУЗОО "ГП в„– 6" удовлетворены, с Военного комиссариата в пользу больницы взыскано 497 183 руб. 82 коп. компенсации, а также 12 944 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из того, что ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрена обязанность ответчика компенсировать больнице соответствующие расходы.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Военный комиссариат обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование кассационной жалобы Военный комиссариат указывает на то, что средний заработок работникам должен определяться исходя из установленной ему тарифной ставки, оклада (должностного оклада), больница необоснованно завышает средний заработок, включая в расчет стимулирующую надбавку и надбавку за стаж работы; считает, что производить расчет средней заработной платы на основании табелей учета рабочего времени, утвержденных начальником отдела Военного комиссариата, недопустимо; ссылается на то, что Военный комиссариат принял на себя обязанности компенсировать расходы средней заработной платы; полагает, что у работников БУЗОО "ГП в„– 6" отсутствует фактически начисленная заработная плата и фактически отработанные в больнице дни до начала расчетного периода и до наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, следовательно, средний заработок определяется исходя из установленной тарифной ставки, должностного оклада.
В отзыве на кассационную жалобу больница просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные по изложенным в отзыве доводам.
Проверив в порядке статей 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность судебных актов исходя из доводов жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между истцом и ответчиком заключены договоры в„– 1/2012 от 11.01.2012, б/н от 09.01.2013, в„– 3 от 09.01.2014.
Согласно пункту 2.1 договора в„– 1/2012 от 11.01.2012 исполнитель обязуется для проведения медицинского освидетельствования граждан в целях определения их годности к военной службе, обучению (службе) по отдельным военно-учетным специальностям выделить врачей-специалистов и средний медицинский персонал.
Исполнитель обязуется сохранить за привлекаемыми для мероприятий по обеспечению исполнения воинской обязанности средний заработок за все время их участия в указанных мероприятиях (пункт 2.2 договора).
В силу пункта 2.3 договора заказчик обязался возмещать исполнителю понесенные расходы в соответствии с Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами РФ в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 в„– 704.
На основании пункта 3.1 договора заказчик ежемесячно, не позднее 3 числа месяца, следующего за отчетным, предоставляет исполнителю табель учета рабочего времени на лиц, указанных в пункте 2.1 договора.
Исполнитель производит начисление заработной платы врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу в соответствии с Положением об оплате труда работников учреждения на основании табеля использования рабочего времени с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда, предусмотренных действующим законодательством на момент оказания услуг (пункт 3.2 договора).
Исполнитель предоставляет заказчику до 10 числа месяца, следующего за отчетным, следующие документы: счет (счет-фактура), подписанный руководителем; акт выполненных работ; расчет фактически произведенных расходов; расчет среднего заработка; заверенную ксерокопию табеля учета рабочего времени. Указанные документы оформляются на официальном бланке, скрепляются подписью главного врача (заместителя) и основной печатью медицинского учреждения (пункт 3.3 договора).
Заказчик возмещает исполнителю расходы, указанные в пункте 2.2 настоящего договора в течение 15 рабочих дней с момента поступления денежных средств по соответствующей статье бюджетной квалификации на лицевой счет Военного комиссариата Омской области (пункт 3.4 договора).
Согласно пункту 1.1 договоров б/н от 09.01.2013, в„– 3 от 09.01.2014 исполнитель обязуется для проведения медицинского освидетельствования граждан в связи с постановкой на воинский учет, призывом на военную службу, поступления на военную службу по контракту, призывом на военные сборы, прохождением альтернативной гражданской службы, переосвидетельствование граждан, ранее призванных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья; медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед их направлением к месту прохождения военной службы; выделить врачей-специалистов - членов комиссии в соответствии со статьей 5.1 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и средний медицинский персонал.
Исполнитель обязуется в соответствии со статьей 170 Трудового кодекса Российской Федерации освободить указанных лиц от работы, сохранить за ними место работы и средний заработок за все время их участия в медицинском освидетельствовании (пункт 2.3 договоров).
В силу пункта 1.2 договоров б/н от 09.01.2013, в„– 3 от 09.01.2014 заказчик обязался возмещать исполнителю понесенные расходы.
На основании пункта 3.1 договоров б/н от 09.01.2013, в„– 3 от 09.01.2014 заказчик ежемесячно, не позднее 3 числа месяца, следующего за отчетным, передает исполнителю табель учета рабочего времени, утвержденный военным комиссариатом с подписью начальника отделения организации и проведения призыва, подтверждающий участие указанных лиц в проведении медицинского освидетельствования.
Исполнитель за время участия указанных лиц в медицинском освидетельствовании начисляет и выплачивает им средний заработок в соответствии со статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации и Постановления Правительства РФ от 24.12.2007 в„– 922 и предоставляет заказчику до 5 числа месяца, следующего за отчетным, сведения о размерах фактических расходов с предоставлением соответствующих документов, согласованных сторонами в договоре (пункты 3.2, 3.3 договоров).Во исполнение условий договоров, а также в рамках реализации Федерального закона в„– 55-ФЗ в 2012 году - первом полугодии 2015 года истец направлял в Военный комиссариат необходимых врачей - специалистов и медицинский персонал для работы в призывной комиссии округа.
Поскольку Военный комиссариат после предоставления соответствующих документов не возместил расходы по компенсации учреждению затрат, связанных с медицинским освидетельствованием, истец обратился в суд с настоящим иском.
Согласно положениям пункта 1 статьи 5 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, призыве на военные сборы, медицинскому переосвидетельствованию ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья осуществляются военными комиссариатами.
Проведение мероприятий по медицинскому обследованию при первоначальной постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, призыве на военные сборы осуществляется медицинскими организациями по направлению военных комиссариатов.
Согласно пункту 2 статьи 6 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" работники, участвующие в мероприятиях по исполнению воинской обязанности, освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы. При этом такие выплаты не зависят от трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, в том числе от выполнения трудовых обязанностей и положений трудовых договоров, и производятся не за счет средств организации (работодателя), а за счет средств федерального бюджета или государственного органа и общественного объединения, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей.
В силу пункта 7 статьи 1 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением Закона о военной службе, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Порядок компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Закона о воинской обязанности, определены Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденными Постановлением Правительства РФ в„– 704 от 01.12.2004 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Согласно подпункту 3 пункта 2 Правил компенсации подлежат расходы, связанные с выплатой среднего заработка врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу, в случае участия указанных лиц в проведении медицинского освидетельствования граждан в связи с воинским учетом, призывом на военную службу, поступлением в военное образовательное учреждение профессионального образования, поступлением на военную службу по контракту, призывом на военные сборы.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения апелляционного суда и обоснованно им отклонены. Оснований для иных выводов у суда округа не имеется.
При этом апелляционный суд правомерно исходил из того, что по условиям пунктов 3.1, 3.2, 3.3 договора в„– 1/2012 от 11.01.2012, пунктов 3.1, 3.3 договоров б/н от 09.01.2013, в„– 3 от 09.01.2014 именно табель учета рабочего времени, утвержденный Военным комиссаром с подписью начальника отделения организации и проведения призыва, подтверждает участие врачей-специалистов и среднего медицинского персонала в проведении медицинского освидетельствования и является одним из документов, подлежащих обязательному представлению заказчику в целях возмещения расходов.
В силу положений статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктов 2, 4 Положения "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 в„– 922, для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.
Апелляционный суд обоснованно указал на то, что выплата работникам установленных работодателем надбавок и доплат к тарифным окладам, окладам (должностным окладам), уплата страховых взносов производится в обязательном порядке независимо от места выполнения работниками больницы трудовых функций. Военный комиссариат обязан компенсировать понесенные расходы организаций, то есть после завершения последними соответствующих выплат среднего заработка и начисленных ЕСН, страховых взносов, что заведомо исключает как участие военного комиссариата в отношениях по таким выплатам, так и возможность уменьшать подлежащую возмещению военным комиссариатом сумму в сравнении с той суммой расходов, что фактически понесены организацией.
Поскольку факт несения истцом затрат на выплату заработной платы документально подтвержден, указанные затраты Военным комиссариатом Омской области не возмещены, суды правомерно удовлетворили исковые требования о взыскании 497 183 руб. 82 коп. компенсации.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов по доводам, приведенным в кассационной жалобе, судом округа не установлено.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 288 АПК РФ, при рассмотрении дела не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 02.11.2015 Арбитражного суда Омской области и постановление от 24.12.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А46-8971/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
М.Ф.ЛУКЬЯНЕНКО

Судьи
Н.А.АНИКИНА
Е.В.КЛАТ


------------------------------------------------------------------