Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.03.2016 N Ф04-77/2016 по делу N А02-749/2015
Требование: О признании незаконными решения об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта, бездействия уполномоченного органа по управлению государственным имуществом и его территориального органа, выразившегося в несоблюдении сроков и несвоевременном рассмотрении обращения об утверждении акта выбора участка, направлении пакета документов, обязании предоставить участок в аренду без проведения торгов.
Решение: Требование частично удовлетворено, поскольку заявителем представлены необходимые сведения о назначении объекта, предполагаемом месте его размещения, обоснован размер участка, законные основания для оспариваемого отказа не установлены.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Алтай



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 марта 2016 г. по делу в„– А02-749/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 01 марта 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тамашакина С.Н.
судей Бушмелевой Л.В.
Орловой Н.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального агентства по управлению государственным имуществом на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 17.08.2015 (судья Борков А.А.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2015 (судьи Бородулина И.И., Марченко Н.В., Усанина Н.А.) по делу в„– А02-749/2015 по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ярыгина Александра Вениаминовича (ОГРНИП 308041115000029) к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (109012, г. Москва, Никольский пер., д. 9, ИНН 7710723134, ОГРН 1087746829994), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Алтай (649000, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Набережная, д. 1, ИНН 0411148638, ОГРН 1100411000381) о признании незаконными: решения Федерального агентства по управлению государственным имуществом, изложенного в письме от 15.01.2015 в„– ПП-10/644; бездействия Федерального агентства по управлению государственным имуществом по соблюдению установленных законом сроков и своевременном рассмотрении документов главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ярыгина Александра Вениаминовича об утверждении акта выбора земельного участка; бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Алтай по соблюдению установленных законом сроков и своевременном направлении поступившего от главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ярыгина Александра Вениаминовича пакета документов на рассмотрение в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом; обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Алтай предоставить Ярыгину Александру Вениаминовичу в аренду без проведения торгов сроком на 49 лет земельный участок для строительства, эксплуатации и осуществления деятельности в соответствии с целями, указанными в акте выбора земельного участка, а именно для строительства объекта "Апи-центра" и осуществления деятельности, сопряженной с организацией сельского туризма (строительство зеленых домов) и организации пчеловодческого хозяйства (пасеки) на земельном участке, площадью 5, 5 га, образованном в установленном порядке из федерального земельного участка с кадастровым номером 04:01:011701:125, общей площадью 10 га, расположенного по адресу: Республика Алтай, Майминский район, в районе н.п. Черемшанка, с правой стороны автодороги М-52 "Чуйский тракт" (а также поставленном на кадастровый учет и учтенного в Реестре федерального имущества с соответствующим видом разрешенного использования, пригодного для испрашиваемых целей).
Суд

установил:

глава крестьянского (фермерского) хозяйства Ярыгин Александр Вениаминович (далее - глава КФХ Ярыгин А.В.) обратился в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Алтай (далее - ТУ Росимущества в РА, Территориальное управление) о признании незаконными:
- решения, изложенного в письме Росимущества от 15.01.2015 в„– ПП-10/644, об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта;
- бездействия Росимущества, выразившегося в несоблюдении установленных законом сроков и несвоевременном рассмотрении обращения главы КФХ Ярыгина А.В. об утверждении акта выбора земельного участка;
- бездействия ТУ Росимущества в РА, выразившегося в несоблюдении установленных законом сроков и в несвоевременном направлении поступившего от главы КФХ Ярыгина А.В. пакета документов на рассмотрение в Росимущество;
об обязании ТУ Росимущества в РА предоставить Ярыгину А.В. в аренду без проведения торгов сроком на 49 лет земельный участок для строительства, эксплуатации и осуществления деятельности в соответствии с целями, указанными в акте выбора земельного участка, а именно для строительства объекта "Апи-центра" и осуществление деятельности, сопряженной с организацией сельского туризма (строительство зеленых домов) и организации пчеловодческого хозяйства (пасеки) на земельном участке, площадью 5, 5 га, образованном в установленном порядке из федерального земельного участка с кадастровым номером 04:01:011701:125, общей площадью 10 га, расположенного по адресу: Республика Алтай, Майминский район, в районе н.п. Черемшанка с правой стороны автодороги М-52 "Чуйский тракт" (а также поставленном на кадастровый учет и учтенного в Реестре федерального имущества с соответствующим видом разрешенного использования, пригодного для испрашиваемых целей).
Заявленные требования мотивированы со ссылками на статью 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 17.08.2015, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2015, признано незаконным решение, выраженное в письме Росимущества от 15.01.2015 в„– ПП-10/644. На Росимущество возложена обязанность по поручению ТУ Росимущества в РА осуществить необходимые действия, направленные на принятие решения о предварительном согласовании заявителю места размещения объекта "Строительство Апи-центра и осуществление деятельности, сопряженной с организацией сельского туризма (строительство зеленых домов) и организации пчеловодческого хозяйства (пасеки)" на земельном участке, площадью 5, 5 га, образованном в установленном порядке из федерального земельного участка с кадастровым номером 04:01:011701:125, общей площадью 10 га, расположенном по адресу: Республика Алтай, Майминский район, в районе н.п. Черемшанка, с правой стороны автодороги М-52 "Чуйский тракт". В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано. С Росимущества в пользу главы КФХ Ярыгина А.В. взыскано 300 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Росимущество, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в части: требования о признании незаконным решения, выраженного в письме Росимущества от 15.01.2015 в„– ПП-10/644; обязания Росимущества дать поручение ТУ Росимущества в РА осуществить необходимые действия, направленные на принятие решения о предварительном согласовании заявителю места размещения объекта "Строительство Апи-центра и осуществление деятельности, сопряженной с организацией сельского туризма (строительство зеленых домов) и организации пчеловодческого хозяйства (пасеки)" на земельном участке, площадью 5, 5 га, образованном в установленном порядке из федерального земельного участка с кадастровым номером 04:01:011701:125, общей площадью 10 га, расположенном по адресу: Республика Алтай, Майминский район, в районе н.п. Черемшанка, с правой стороны автодороги М-52 "Чуйский тракт"; взыскания с Росимущества в пользу главы КФХ Ярыгина А.В. судебных расходов по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей, и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
По мнению заявителя, судами неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов, изложенные в решении, постановлении, не соответствуют обстоятельствам дела, нарушены и неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Росимущество указывает, что в заявлении главы КФХ Ярыгина А.В. отсутствует обоснование площади земельного участка для строительства объекта.
Заявитель полагает, что вывод судов о необходимости проведения кадастровых работ для определения координат угловых точек является ошибочным. Из заключения следует, что именно из-за отсутствия координат, заключение следует считать предварительным.
По мнению Росимущества, для дачи заключения экспертом не обязательно иметь координаты угловых точек образуемого земельного участка. Достаточно какие-либо координаты местности, в которой располагается земельный участок. Такие координаты можно определить и указать на прилагаемой схеме посредством определенных программ или же простых программ через сеть интернет по спутниковым съемкам. Более того, земельный участок, из которого планируется образование нового, имеет координаты поворотных точек и не составило бы труда указать их в схеме.
Заявитель считает, что оспариваемым письмом не нарушены права и законные интересы заявителя в связи с тем, что он не реализовал возможность оформить права на земельный участок в соответствии с порядком, установленным законодательством, действовавшим на момент принятия Росимуществом этого решения, так как ЗК РФ в редакции, действующей с 01.03.2015, также предусматривает возможность и устанавливает порядок оформления прав на земельный участок.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела видно, что глава КФХ Ярыгин А.В. 23.05.2014 обратился в ТУ Росимущества в РА с заявлением об обеспечении выбора земельного участка примерной площадью 5, 5 га с предварительным согласованием места размещения объекта для осуществления деятельности, сопряженной с организацией сельского туризма (зеленые дома) и пчеловодческого хозяйства (пасеки), под строительство Апи-центра, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, из состава земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, с кадастровым номером 04:01:011701:125 в кадастровом квартале 04:01:011701, расположенного в Майминском районе Республики Алтай, в районе н.п. Черемшанка, с правой стороны автомобильной дороги М-52 "Чуйский тракт" (463 км), на правом берегу р. Катунь.
Администрацией муниципального образования Соузгинского сельского поселения Майминского района Республики Алтай согласовано место размещения запрашиваемого объекта с указанием на то, что размещение Апи-центра, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, из состава земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, с кадастровым номером 04:01:011701:125 в кадастровом квартале 04:01:011701, расположенного в Майминском районе Республики Алтай, в районе н.п. Черемшанка, с правой стороны автомобильной дороги М-52 "Чуйский тракт" (463 км), на правом берегу р. Катунь не противоречит существующей схеме застройки территории населенных пунктов Соузгинского сельского поселения Майминского района Республики Алтай и предполагаемого расширения границ данных населенных пунктов.
Информация о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства опубликована в газете Сельчанка от 28.03.2014 в„– 13 (529).
ТУ Росимущества в РА 28.07.2014 направило в Росимущество пакет документов для получения поручения о согласовании размещения указанного объекта.
Решением Росимущества, изложенным в письме от 15.01.2015 в„– ПП-10/644, главе КФХ Ярыгину А.В. отказано в предварительном согласовании места размещения объекта со ссылкой на отсутствие в заявлении обоснования площади земельного участка; отсутствие полномочий на подписание главным специалистом 1 разряда администрации муниципального образования "Майминский район" заключения отдела ЖКХ и охраны окружающей среды, оттиска печати на указанном заключении; в информации, опубликованной в газете "Сельчанка" от 28.03.2014 в„– 13 (529), не содержится кадастровый номер земельного участка, что ограничивает заинтересованному кругу лиц доступ на получение полной информации о местоположении выбранного земельного участка; на отсутствие в акте выбора земельного участка обоснование выбора; на несоответствие схемы расположения земельного участка требованиям к форме и содержанию кадастрового плана территории, установленным в Приказе Минэкономразвития России от 28.12.2012 в„– 831.
Полагая, что отказ Росимущества, изложенный в письме от 15.01.2015 в„– ПП-10/644, противоречит положениям действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы, глава КФХ Ярыгин А.В. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя заявленные требования, а апелляционный суд, оставляя решение без изменения, исходили из их законности и обоснованности в удовлетворенной части.
Суд кассационной инстанции рассматривает дело исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, и считает выводы судебных инстанций в обжалуемой части правомерными по следующим основаниям.
В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 в„– 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительным ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Исходя из части 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом лицо, обратившееся в арбитражный суд, на основании части 1 статьи 65 АПК РФ обязано доказать факт нарушения его прав и законных интересов оспариваемыми актами, действиями (бездействием).
В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 ЗК РФ.
В статье 30 ЗК РФ определено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов, в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) проведение работ по формированию земельного участка; 3) государственный кадастровый учет земельного участка; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
В пункте 1 статьи 31 ЗК РФ установлено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
По указанному заявлению орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 ЗК РФ).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 ЗК РФ).
Пунктом 6 статьи 31 ЗК РФ установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд (пункт 9 статьи 31 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 5.35 (1) Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 в„– 432, Росимущество осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности: принимает в установленном порядке решения о предоставлении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; принимает в установленном порядке решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности (пункт 5.35 (3); предоставления органу государственной власти Российской Федерации (его территориальному органу), юридическому и физическому лицу земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в федеральной собственности либо находящиеся в федеральной собственности до отчуждения (пункт 5.37 (2).
В компетенцию ТУ Росимущества в РА в силу типового положения о территориальном органе Росимущества, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 в„– 374, входит по поручению Росимущества: предоставление в установленном порядке земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации в аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное бессрочное пользование.
В силу абзаца 4.8 Положения о Территориальном управлении, утвержденного приказом Росимущества от 29.09.2009 в„– 278, Территориальное управление осуществляет формирование земельных участков, в том числе для эксплуатации имущества, расположенного на земельных участках, находящихся в собственности Российской Федерации, только по поручению Росимущества.
Как обоснованно указали судебные инстанции, при наличии всех представленных документов, содержащих необходимые сведения о назначении объекта, предполагаемом месте его размещения, с обоснованием примерного размера земельного участка, в нарушение указанных выше положений Росимуществом в обоснование отказа не приведены законные основания, препятствующие дать поручение ТУ Росимущества в РА о принятии каких-либо мер по осуществлению необходимых процедур для принятия решения по заявлению главы КФХ Ярыгина А.В. о предоставлении земельного участка. То основание отказа, которое изложено в письме Росимущества от 15.01.2015 в„– ПП-10/644, свидетельствует о формальном подходе к рассмотрению заявления, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о незаконности отказа являются правомерными, поскольку заинтересованное лицо не доказало соответствие оспариваемого отказа закону.
Принимая во внимание, что в данном случае нарушены права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд первой инстанции, руководствуясь положениями пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, правомерно указал на необходимость устранения допущенных нарушений.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования в указанной части.
Апелляционный суд, рассматривая доводы апелляционной жалобы, обоснованно поддержал выводы суда первой инстанции по существу спора.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии обжалуемых судебных актов судебными инстанциями не допущены нарушения норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для их отмены не имеется.
Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения апелляционного суда, им дана надлежащая правовая оценка, у суда кассационной инстанции нет оснований для их переоценки.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Алтай от 17.08.2015 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2015 по делу в„– А02-749/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
С.Н.ТАМАШАКИН

Судьи
Л.В.БУШМЕЛЕВА
Н.В.ОРЛОВА


------------------------------------------------------------------