Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29.12.2016 N Ф04-6415/2016 по делу N А75-3859/2016
Требование: О взыскании неосновательного обогащения в виде излишне уплаченной арендной платы за земельные участки.
Обстоятельства: Арендатор сослался на изменение законодательства и возникновение излишне уплаченной арендной платы за участки, предоставленные для размещения участка нефтепровода.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку арендная плата является регулируемой ценой, ее размер должен определяться в соответствии с принятыми нормативно-правовыми актами, при этом размер платы за участки, предоставленные под линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий, не может быть выше установленных ставок.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2016 г. по делу в„– А75-3859/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 27 декабря 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 29 декабря 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сириной В.В.
судей Орловой Н.В.
Тамашакина С.Н.
при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации Нижневартовского района на решение от 14.06.2016 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Дроздов А.Н.) и постановление от 23.09.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Веревкин А.В., Еникеева Л.И., Зиновьева Т.А.) по делу в„– А75-3859/2016 по иску акционерного общества "Транснефть-Сибирь" (625048, г. Тюмень, ул. Республики, д. 139, ОГРН 1027200789220, ИНН 7201000726) к администрации Нижневартовского района (628616, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Нижневартовск, ул. Ленина, 6, ОГРН 1028601870967, ИНН 8620008290) о взыскании неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами.
В заседании от акционерного общества "Транснефть-Сибирь" принял участие представитель Шестаков С.А. по доверенности от 15.12.2015.
Суд

установил:

акционерное общество "Транснефть-Сибирь" (далее - АО "Транснефть-Сибирь", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к администрации Нижневартовского района (далее - администрация, ответчик) о взыскании 428 065,50 руб. неосновательного обогащения, 27 219,47 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 06.04.2015 по 06.06.2016.
Заявленные требования мотивированы тем, что арендная плата является регулируемой ценой, а потому ее размер должен определяться в соответствии с принятыми нормативными правовыми актами, при этом размер арендной платы на земельные участки, предоставленные под линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий не может быть выше ставок, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 в„– 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление в„– 582), следовательно, переплата без надлежащего правового основания по договору за период использования земельного участка в размере 428 065,50 руб. является неосновательным обогащением.
Решением от 14.06.2016 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 23.09.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда, исковое заявление АО "Транснефть-Сибирь" удовлетворено. С администрации взыскано неосновательное обогащение в размере 428 065,50 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 06.04.2015 по 06.06.2016 в размере 27 219,47 руб., судебные расходы в размере 12 106 руб., всего 467 390,97 руб. Обществу возвращена государственная пошлина в размере 304 руб.
Администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить полностью, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению подателя жалобы, приказ Минэкономразвития России от 14.01.2011 в„– 9 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов" (далее - Приказ в„– 9) касается ставок арендной платы в отношении земельных участков для размещения газопроводов, а не нефтепроводов и их конструктивных элементов, являющихся предметом договора; земельные участки, составляющие предмет заключенного договора аренды, являются землями, государственная собственность на которые не разграничена, в связи с чем Правила определения размера арендной платы (далее - Правила), утвержденные Постановлением в„– 582 не подлежат применению при определении размера арендной платы по договорам, заключенным между обществом и администрацией.
В отзыве на кассационную жалобу, доводы которого были поддержаны представителем в судебном заседании, общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Изучив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя, проверив в порядке статей 284, 286, 287, 288 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов в указанных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции полагает, что обжалованные решение и постановление подлежат оставлению без изменения в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между АО "Транснефть-Сибирь" (арендатор) и администрацией (арендодатель) 06.11.2009 заключен договор в„– 2652 (далее - договор), по условиям которого арендодатель на основании постановления администрации от 22.10.2009 в„– 1250 сдал, а арендатор принял в аренду земельные участки, согласно перечню (приложение в„– 1 к договору), общей площадью 8,7985 га, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли специального назначения, на срок с 22.10.2009 по 22.10.2029. Согласно перечню и списку предоставляемых земельных участков, они предоставлены с целью размещения участка нефтепровода Самотлор-Нижневартовск (0,34 км, 39,6-47,5 км) и объектов, необходимых для его эксплуатации.
В связи с изменением 01.03.2015 законодательства, регулирующего исчисление арендной платы, АО "Транснефть-Сибирь" 20.11.2015 обратилось к администрации с заявлением в„– ТСИБ-06-0601380-32/4000 о перерасчете арендной платы и возврате излишне уплаченных денежных средств.
Общество 27.01.2016 направило в адрес ответчика претензию в„– ТСИБ-0601020-15/3415 с требованием о возврате излишне уплаченной суммы арендной платы в размере 428 065,50 руб.
Поскольку претензия истца оставлена администрацией без исполнения, АО "Транснефть-Сибирь" обратилось в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 422, 4, пунктом 1 статьи 1102, пунктом 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон в„– 171-ФЗ), пунктом 2 статьи 49, статьями 22, 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пунктом 5 Правил, утвержденных Постановлением в„– 582, Приказом в„– 9, Федеральным законом от 17.08.1995 в„– 147-ФЗ "О естественных монополиях", разъяснениями, содержащимися в пунктах 16, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 в„– 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренде", правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 08.07.2015 в„– 306-ЭС15-7479, учитывая, что арендная плата является регулируемой ценой, а потому ее размер должен определяться в соответствии с принятыми нормативно-правовыми актами, при этом размер арендной платы за земельные участки, предоставленные под линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий не может быть выше ставок, установленных Постановлением в„– 582, пришел к выводу, что переплата без надлежащего правового основания по договору за период использования земельного участка в размере 428 065,50 руб. является неосновательным обогащением.
При этом указал, что спорный договор аренды заключен после вступления в силу ЗК РФ, соответственно, арендная плата по нему является регулируемой.
Исходя из положений пункта 2 статьи 1107, статьи 395 ГК РФ, суд пришел к выводу об удовлетворении требования общества о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 06.04.2015 по 06.06.2016 в общей сумме 27 219,47 руб.
Суд апелляционной инстанции с указанными мотивами и выводами согласился.
Суд кассационной инстанции, отклоняя доводы кассационной жалобы, исходит из установленных по делу обстоятельств и следующих норм права.
Статьей 8 ГК РФ в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей указаны основания, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В силу статьей 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Кодекса.
Таким образом, для возникновения обязательств из неосновательного обогащения необходимы приобретение или сбережение имущества за счет другого лица, отсутствие правового основания такого сбережения или приобретения, отсутствие обстоятельств, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.
Основания возникновения неосновательного обогащения могут быть различными: требование о возврате ранее исполненного при расторжении договора, требование о возврате ошибочно исполненного по договору, требование о возврате предоставленного при незаключенности договора, требование о возврате ошибочно перечисленных денежных средств при отсутствии каких-либо отношений между сторонами и т.п.
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
На основании статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным.
Статьей 614 ГК РФ на арендатора возложена обязанность своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
В силу статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
Пунктом 4 статьи 421 ГК РФ установлено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Законом в„– 171-ФЗ в ЗК РФ внесены изменения, согласно которым размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, с 01.03.2015 определяется на основании статьи 39.7 ЗК РФ.
Как указано в пункте 1 статьи 39.7 ЗК РФ, размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 настоящего Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
К объектам, указанным в подпункте 2 статьи 49 ЗК РФ отнесены, в том числе, линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий.
Арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 ЗК РФ, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 данной статьи.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон в„– 137-ФЗ) установлено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
По смыслу постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 в„– 504 "О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям электропередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов", СНиП 2.05.06.85* "Магистральные трубопроводы", Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.04.1992 в„– 9, арендуемый земельный участок занят линейным объектом.
По общему правилу земельные участки, на которых расположены линейные объекты, не являются ограниченными в обороте. Арендная плата за использование таких земельных участков установлена пунктом 2 статьи 3 Закона в„– 137-ФЗ, то есть непосредственно федеральным законом, и не может превышать 2% кадастровой стоимости этих участков.
В настоящее время (после 01.03.2015) право органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливать порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, закреплено в подпункте 2 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ.
Согласно пункту 4 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 ЗК РФ, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Таким образом, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принимая в пределах своей компетенции решение об определении размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не вправе установить размер арендной платы, превышающий величину арендной платы, рассчитанной для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Размер арендной платы за земельные участки, собственность на которые не разграничена, не может быть выше установленного размера арендной платы в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, по причине распоряжения ими разными публичными образованиями.
Учитывая изложенное, принимая во внимание положения пункта 4 статьи 39.7 ЗК РФ и Правил, утвержденных Постановлением в„– 582, арендная плата за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации.
Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 24.03.2000 в„– 15/6 открытое акционерное общество "Сибнефтепровод" включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль, под регистрационным номером 72.3.1. Приказом Федеральной тарифной службы России от 2.02.2015 в„– 112-э "О внесении изменений в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль" в реестр внесено изменение: организацию под регистрационным в„– 72.3.1 именовать АО "Транснефть-Сибирь".
Согласно пунктам 2, 5 Правил, утвержденных Постановлением в„– 582, размер арендной платы за использование публичных земель, предоставленных без проведения торгов для размещения нефтепроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, определяется на основании ставок, утвержденных Минэкономразвития России.
Приказом в„– 9 для Ханты-Мансийского автономного округа - Югры установлена ставка арендной платы в отношении земельных участков, предоставленных для объектов Единой системы газоснабжения, нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в размере 0,25 руб. за кв. м.
Следовательно, с 01.03.2015 арендная плата по договору, заключенному сторонами, должна исчисляться исходя из ставки 0,25 руб. за кв. м.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, учитывая, что арендная плата является регулируемой ценой, а потому ее размер должен определяться в соответствии с принятыми нормативно-правовыми актами, при этом размер арендной платы за земельные участки, предоставленные под линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий не может быть выше ставок, установленных Постановлением в„– 582, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу, что переплата без надлежащего правового основания по договору за период использования земельного участка в размере 428 065,50 руб. является неосновательным обогащением.
Кроме того, суды обоснованно удовлетворении требования общества о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 06.04.2015 по 06.06.2016 в общей сумме 27 219,47 руб.
Таким образом, доводы ответчика не опровергают выводы судов, основанные на фактических обстоятельствах, направлены на их переоценку и не свидетельствуют о нарушении норм права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ могут быть основанием для отмены или изменения судебных актов. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 14.06.2016 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 23.09.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А75-3859/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
В.В.СИРИНА

Судьи
Н.В.ОРЛОВА
С.Н.ТАМАШАКИН


------------------------------------------------------------------